"ЛИМИТА"

subscribe.ru
Александр Федоров

Они приехали в Москву в 1977 году со 160 рублями и банкой кизилового варенья на двоих. Их презрительно называли "лимитой". Прошли годы, и блестящие способности молодых ребят смогли реализоваться. Миша (Е. Миронов) стал работником банка, шифрующим на компьютере всю документацию, а Иван (В. Машков) стал хакером, способным проникнуть в любую сеть. Работая по заказу мафии и помогая грабить банки, Иван заработал две вещи: большой капитал и непререкаемый авторитет в преступном мире. Он забыл только о том, что дружбу нельзя купить ни за какие деньги...

Режиссерский дебют Дениса Евстигнеева, в котором он создал групповой портрет своего поколения, можно, наверное, воспринимать как своего рода эталон фильма о "новых русских". "Лимита" стала первым и самым серьезным исследованием корней и психологии "новорусскости". ...

Если бы авторы решили обойтись без исполнителей, примелькавшихся на модных артистических тусовках (телевизионных, клубных, фестивальных), шуму вокруг "Лимиты" было бы куда меньше. На адекватном уровне новых русских могут играть только фавориты 90-х – Владимир Машков, Евгений Миронов, Кристина Орбакайте. Два друга-однокурсника – Женя Миронов и Володя Машков – в фильме "Лимита" сыграли практически самих себя в студенческие годы (в фильме есть сцены из прошлого – а-ля ч/б любительская запись). Миронов умеет быть равноправным соавтором режиссера: поначалу почти незаметный эпизодический персонаж, программист Михаил, в процессе съемок стал в один ряд с главным героем благодаря таланту актера (за эту роль Миронов получил "Нику").

Музыка Эдуарда Артемьева – загадочно-тревожные или минорные переливы запоминающихся мелодий. Костюмы главных героев фильма подчеркнуто небрежны, или, напротив, отражают модный писк 90-х. То же относится и к жилищу нового русского. Тут уж одно из двух – либо раскладушка в огромной комнате, где сиротливо приютились компьютер (по моде той поры компьютер стоит горизонтально на столе, а на нем – монитор), факс, музыкальный центр и початая бутылка "Абсолюта", либо роскошный дворец с музейным антиквариатом. В любом случае у героя шикарная заграничная машина с "мобильником" и пухлая пачка "зелени" в кармане. Встречаются и угрюмые телохранители с квадратными челюстями, обворожительные секретарши и породистые домашние животные. Эффектно смотрятся ночные съемки: светящиеся желтоватым светом пустые трамваи, троллейбусы и электрички, блики на мокром стекле...

Новые русские из бывших провинциалов – московской "лимиты" – вспоминают свое босоногое детство: первую любовь, верную мальчишескую дружбу и или студенческую общагу с сабантуями и приколами. Увы, сейчас все не так, все не так, ребята... И даже любовная линия заранее настраивает на грустный финал.