"ПОКАЯНИЕ"-2

polit.ru
30.01.2006
Леонид Клейн

РТР показало 1-ю серию фильма Глеба Панфилова "В круге первом"

"Миронов идет по этапу", "Чурикова ждет мужа из тюрьмы"- рекламная компания нового телесериала была построена таким образом, чтобы заострить его фабульную и мелодраматическую основу. "Глеб Панфилов снял фильм", "Александр Солженицын написал сценарий". Однако в начале был все-таки роман. И в этом все дело.

Да, "В круге первом" – это повествование, в котором есть и детективная интрига, и любовная линия, и семейная история. Есть множество героев, судьбы которых переплетены чудным "романным" образом. Но, как и в любом солженицынском произведении, это не главное. Писатель, мастерски владея литературными приемами, никогда не скрывался за ними, как и никогда не скрывал своей сверхлитературной – философской, публицистической, миссионерской задачи. Толстой написал эпилог в конце "Войны и мира", потому что авторская историософская концепция не вмещалась в рамки гармоничного, завершенного и в то же время хрупкого художественного образа. Солженицын не столь щепетилен – он кричит о своей концепции буквально в каждой сцене, в каждой реплике своего романа. Мы бы и рады сосредоточиться на сюжетных перипетиях или художественных образах, но автор не дает. Потому что путешествие по аду не может быть занимательным. По определению.

В этом смысле телеканал "Россия" пошел на риск. Зритель привык к экшну и некоторой обязательной легкости всего происходящего на экране. Ни того, ни другого в первой серии не было. Перед нами ряд сцен, снятых камерно, если не сказать скупо. Бытовые детали эпохи почти незаметны, и кроме чайной чашки Сталина с гербом вспомнить нечего. Везде – и в шарашке, и в кабинете Абакумова, и в логове пахана (кабинет отца всех времен народов снят так, что похож на гробницу) – говорят о главном: о свободе, о страхе и цене человеческой жизни. И даже на квартире у прокурора светский застольный треп выливается в разговор о философии Эпикура. Зритель, чтобы следить за режиссерским замыслом, должен быть в постоянном напряжении. Не знаю, можно ли это отнести к достоинствам фильма, но такого кино нам давно не показывали.

"Мастер и Маргарита" Владимира Бортко – это экранизация классики (удачная или нет – другой вопрос), причем классики очень кинематографичной: лекгой, ироничной и остросюжетной. Здесь же перед нами попытка серьезного и тяжелого разговора со зрителем.

Кстати, о зрителях. Только немногие из них смогут сопоставить фильм с текстом романа. Потому что Солженицын не Булгаков, и его популярность значительно меньше, чем у автора "Мастера и Маргариты". Но, кажется, что сравнение нового телесериала с литературным первоисточником в данном случае не столь актуально. Сравнивать картину Глеба Панфилова будут прежде всего с другими фильмами на эту же тему. Те, кто читал "В круге первом", наверняка смотрели и "Покаяние" Тенгиза Абуладзе, и "Хрусталев, машину!" Алексея Германа. Несмотря на то, что новый фильм об эпохе Сталина стилистически одинаково чужд и метафорическому кино Абуладзе, и безвоздушному пространству фильма Алексея Германа – аудитория, к которой он обращен, та же.

Большая же часть зрителей будет не сравнивать, а открывать для себя Солженицына, и в этом смысле "В круге первом" – проект, безусловно, просветительский. Многосерийный фильм, показанный по телевидению в прайм-тайм – лучший и, в сущности, единственно действенный способ рекламы художественного текста. И главный рекламный ход – это звездный состав актеров. Судя по первой серии – здесь все получилось. Роман Мадянов прекрасно сыграл трусливого и жестокого Абакумова, стареющий, злой, подозрительный Сталин в исполнении Игоря Кваши выглядит очень правдоподобно, а на роль Нержина трудно было подобрать лучшую кандидатуру, чем Евгений Миронов. Ставший уже фирменным, наивный, искренний и глубокий взгляд актера идеально подходит для обрисовки главного героя. Странно смотрится лишь Рубин – кажется, что Алексей Колубков слишком вальяжен для того, чтобы играть политзаключенного. Правда, и другие обитатели шарашки выглядят раскованными – сказывается отсутствие не только лагерного, но даже и армейского опыта у большинства из актеров. Впрочем, у одного из них лагерный опыт точно был. Это Александр Солженицын, чей голос за кадром не только придает картине подлинность, но и стилистически скрепляет ее.

Вероятно, во второй серии появится Инна Чурикова. Или массовый зритель, не дождавшись ее появления, переключится на "Первый" канал, который с сегодняшнего дня начинает показ "Золотого теленка"? Будем следить за рейтингом.