ТЕЛЕЛИДЕРЫ НЕДЕЛИ

Газета "Коммерсанть"
02.02.2006-12.06.2008

02.02.2006, Арина Бородина:

Премьера первых двух серий экранизации романа Александра Солженицына "В круге первом" стала самым рейтинговым проектом минувшей недели в столице и по стране в целом. Желание руководства канала, озвученное гендиректором "России" Антоном Златопольским: "Мы хотим, чтобы сериал посмотрело максимальное количество жителей РФ", практически исполнилось. Начав "В круге первом" минута в минуту в 21.00 (для этого даже главной политической программе госканала "Вести недели", традиционно перебирающей эфирное время более чем на 10-15 минут, было запрещено это делать), канал привлек в это время к экранам максимальный процент "граждан РФ" из числа как уже находившихся у телевизора, так и потенциальных телезрителей. Доля канала "Россия" в Москве после программы Сергея Брилева выросла вдвое: две первые серии смотрел каждый пятый москвич (около 20%), или чуть меньше половины всех включивших телевизор (почти 40%). По стране доля зрительской аудитории была несколько меньше – 35, 5% при рейтинге 17, 3%. И это уже становится тенденцией: "умную" телеэкранизацию больше ждут в Москве, нежели в остальной России.

Однако, как и в случае с показом на той же "России" экранизации "Мастера и Маргариты" (ее рейтинговый рекорд первых серий еще долго будет недосягаем), не стоит обольщаться по поводу того, сколь охотно зрители ждут встречи с умной и высококачественной экранизацией классических произведений прошлого и настоящего. Хотя динамика смотрения "В круге первом" была достаточно плотной и процент зрителей в течение полутора часов во многом благодаря отсутствию рекламы практически не менялся, уже после первых сорока минут многие россияне предпочли солженицынской прозе суперпремьеру "Первого канала" "Терминатор-3".

Рейтинг "Терминатора" по стране совсем немного уступил "В круге первом" (15% против 17, 3%), а доли обоих проектов практически равны (35, 3% против 35, 5%). Москвичи оказались более привержены сериалу Глеба Панфилова, нежели "Терминатору", но и тут рейтинговые показатели отличаются не драматично – доля голливудского боевика в столице 30%. А если добавить, что смотреть солженицынскую экранизацию на канал "Россия" большая часть москвичей практически дружно перешла с НТВ, где как раз к началу "В круге первом" закончилась криминальная сдвоенная линейка "Чистосердечного признания" и "Чрезвычайного происшествия", то картина зрительского интереса получается не совсем адекватной. От почти полуторачасового криминала про шулеров, аферистов, и очередной порции отчета ФСБ о "камне-шпионе" к умной солженицынской экранизации – путь очень типичный для сегодняшней массовой аудитории.

О том, каким будет целостное режиссерское и актерское воплощение романа Александра Солженицына и его рейтинговая динамика, можно говорить после показа всех десяти серий. Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что если во главе угла стояла задача бережного и трепетного отношения к самому роману, то она в полной мере реализована. Как известно, для любого писателя при экранизации важнее всего сохранить в первозданном виде написанное им слово и дух произведения, и в этом случае Солженицын-сценарист фактически избежал конфликта с Солженицыным-писателем. Однако кинематографическое и уж тем более телевизионное воплощение художественного произведения имеет свои законы. Именно поэтому существует такая профессия, как сценарист, который, как правило, создает совершенно самостоятельное и существующее по иным законам произведение, где зрелищность и динамичность далеко не последний фактор, если не главный. И пока есть проблема с восприятием большинства диалогов о философии жизни, которыми наполнена солженицынская проза и жизнь героев "шарашки" "В круге первом", в частности. Впрочем, именно авторский текст, который за кадром читает сам писатель – одна из наиболее удачных находок Глеба Панфилова, облегчающая для зрителя понимание смысла "В круге первом" тем зрителям, кто романа не читал или мало понимает о том, как и за что тогда зажали. Но не исключено, что сложная структура романа, сомнения и терзания героев, которые, как гласила та же промо-кампания канала, должны показать зрителю, "как научиться жить не по лжи, как сделать правильный выбор в жизни и быть победителем", для массовой аудитории сегодня не станут столь актуальны, как хотелось бы авторам сериала.

В сериале немало ярких сцен в исполнении Галины Тюниной и Евгения Миронова, Инны Чуриковой и Игоря Скляра, и, конечно же, Андрея Смирнова и Романа Мадянова, но уже в понедельник в Москве показатели третьей серии "В круге первом" заметно снизились, хотя и остаются на достойном уровне – доля около 30% и рейтинг более 12%. Московская аудитория в этот вечер предпочла смотреть премьеру очередной экранизации "Золотого теленка" на "Первом канале". ...

08.02.2006, Арина Бородина:

...
Всю минувшую неделю зрителям приходилось выбирать, что смотреть – экранизацию Александра Солженицына "В круге первом" на канале "Россия" или сериал по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Золотой теленок" на "Первом канале". В итоге рейтинговый перевес оказался на стороне телеработы Глеба Панфилова "В круге первом": ее зрители смотрели заметно активней. Правда, после первых двух серий, доля которых составила в столице в среднем около 40% (по стране 35%), показатели постепенно уменьшались и к понедельнику, когда показывали седьмую серию, снизились почти вдвое – до 21,6% (рейтинг более 9%). В среднем же "В круге первом" смотрела четверть всех телезрителей. ...

Если главная проблема "В круге первом", как уже писал Ъ в "Телелидерах", – это адаптация солженицынской прозы под формат телесериала со всеми его законами, то в "Золотом теленке" проблем заметно больше. Глеб Панфилов благодаря своему режиссерскому опыту отчасти сумел сгладить явные длинноты и провисания в философских разговорах, а у главных актеров видна в работе и режиссерская задача, и собственное понимание, про что и как играть в конкретных сценах: все более точен Евгений Миронов в роли Глеба Нержина, а к эпизодам с пронзительными Инной Чуриковой, Галиной Тюниной, Игорем Скляром, ярчайшим Андреем Смирновым добавилась еще одна значимая работа "панфиловского" актера – Михаила Кононова в роли Спиридона. ...

15.02.2006, Арина Бородина:

...
Телевизионный сериал "В круге первом" Глеба Панфилова, который закончился на прошлой неделе, был в центре внимания большей части аудитории и, судя по рейтингам, привлек внимание зрителей. И хотя по сравнению с первыми сериями интерес к экранизации Александра Солженицына существенно снизился, в среднем более 22-23% зрительской аудитории досмотрели проект до конца. Особенно яркими были три финальных серии. Но любопытно не только то, что массовый зритель, судя по цифрам, до конца досмотрел первую телевизионную экранизацию романа Александра Солженицына – весьма показателен и активный интерес аудитории, особенно московской, к дискуссии, посвященной показу телесериала "В круге первом", которая была в эфире канала "Россия" сразу после заключительной серии. В обсуждении фильма приняли участие жена писателя Наталья Солженицына, исполнитель главной роли Глеба Нержина Евгений Миронов, политик Владимир Лукин и ученый Сергей Капица. Доля аудитории "В круге первом. Послесловие" была не только не меньше, но даже несколько выше, чем показатели самой работы Глеба Панфилова. И пускай во время дискуссии в студии никто из гостей не высказал ни одного критического замечания в отношении "В круге первом" (а при всей значимости работы проблем у нее тоже немало) и даже сколько-нибудь альтернативного мнения похвалам, звучавшим в адрес этой значимой работы, не прозвучало, пусть совершенно не было откликов зрителей, которым, собственно, и был адресован сериал (например, в виде телефонных звонков в студию), но сам факт вдумчивого и серьезного разговора на экране умных, достойных, уважаемых людей – случай на сегодняшнем телевидении редкий и оттого обращающий на себя заслуженное внимание.

Понятно, что на канале пока явно не готовы к такому смелому решению, как прямой эфир и обсуждение фильма со зрительской аудиторией, как это было когда-то на НТВ в 90-х или на том же "Первом". Но высокие показатели "В круге первом. Послесловие" (доля более 21% и рейтинг около 10%) подтверждают, что настоящая дискуссия, которой сегодня практически нет на телевидении, пускай даже в записи, остро востребована зрителем. ...

"Коммерсантъ Украина", 12.06.2008:

...
Вслед за сериалом "Короли игры" в программной сетке "1+1" расположился многосерийный фильм "В круге первом", снятый в 2006 году по одноименному произведению Александра Солженицына. ... В России его премьера собрала существенный процент зрительской аудитории – 35,5. Затем показатели немного снизились, но сериал сумел удержать лидерство. Украинского зрителя фильм вдохновил в меньшей степени: рейтингового всплеска не произошло, интерес к новому телевизионному продукту можно назвать средним. Показатели первой недели оказались существенно ниже зафиксированных в России. Рейтинг "В круге первом" составил всего 3,36%, доля в телесмотрении – 13,01%. Причину этого объяснить сложно, поскольку никаких сериалов-конкурентов в это время на других каналах нет. Более того, исторические ленты всегда пользовались успехом. Возможно, сериал показался зрителю чересчур сложным. ...