РАДИОСТАНЦИЯ "ЭХО МОСКВЫ": ПЕРЕДАЧА "ТЕЛЕХРАНИТЕЛЬ"

ne-bud-duroi.ru
05.02.2006
Елена Афанасьева

Стал ли сериал "В круге первом" общественным событием?

АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер! В эфире "Телехранитель" – программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. И как всегда каждое воскресенье мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. На минувшей неделе, ровно неделю назад в воскресенье начался показ на втором канале сериала "В круге первом", сериала, который канал представлял как главное телевизионное событие сезона, а может быть, и не только телевизионное. Стал ли сериал "В круге первом" общественным событием? Об этом мы сегодня и хотим поговорить с вами, в первую очередь, с вами, уважаемые слушатели и зрители сериала, с моей коллегой писателем, критиком, обозревателем "Новой газеты" Аллой Боссарт. Добрый день, Алла.

БОССАРТ: Здравствуйте.

АФАНАСЬЕВА: Естественно, мы приглашали создателей сериала, хотели видеть их в гостях, поговорить и о смыслах, и о том, что получилось, не получилось. Но ситуация парадоксальная: канал "Россия", производитель, помогал нам договориться с членами съемочной группы, все время говорили: завтра, завтра, завтра, а в субботу вечером уже накануне эфира вдруг выяснилось, что никого из создателей сериала-то у нас в гостях и не будет. Объяснено это было тем, что режиссер Глеб Панфилов не хочет публично комментировать свое произведение, а почему-то актеры все и другие члены съемочной группы побаиваются Панфилова и тоже не рискуют это делать. Ну, что ж, мы звали, наша совесть чиста, хотелось поговорить именно с теми, кто сериал делал, но поговорим с теми, кто его смотрит. Алла, Вы смотрите сериал?

БОССАРТ: Я смотрю, да.

АФАНАСЬЕВА: Тогда такой очень наивный вопрос: Вам скорее нравится или не нравится?

БОССАРТ: Ну, в общем, тут довольно сложная ситуация, потому что мне, ну, вот как критику он, конечно, нравиться не может, потому что он, с точки зрения кино, сделан очень плохо.

АФАНАСЬЕВА: Даже так.

БОССАРТ: Я думаю, да, что... это можно в принципе объяснить. Если хотите...

АФАНАСЬЕВА: Сейчас мы об этом поговорим.

БОССАРТ: Да, мы поговорим. Вот. Но, тем не менее, мне его смотреть интересно, что странно, потому что я достаточно хорошо помню роман. Я не могу сказать, что я, там, помню его в подробностях, но все-таки помню. И роман, опять-таки с точки зрения литературы, в общем, это вещь не блестящая. Я думаю, что многие со мной согласятся. И построен весьма риторически, и слушать бесконечные диалоги довольно скучно, но, видимо, завораживают какие-то актерские вещи там...

АФАНАСЬЕВА: Давайте сейчас мы попробуем подключить и слушателей к разговору. Наш пейджер 725-66-33. Вы можете присылать свои реплики, вопросы. То, о чем мы хотим спросить вас: стал ли для вас лично, для каждого, кто смотрит телевизор, стал ли сериал "В круге первом" событием – таким, как стал когда-то роман и другие романы Солженицына? Потому что Алла сейчас сказала, что, по ее мнению, литература, может быть, и не блестящая, как мы сейчас оцениваем, но то, что она была... попала именно в сове время когда-то и стала огромным общественным событием, событием, во многом поменявшим мышление в стране, – да? – образ мысли многих людей – это очевидно.

БОССАРТ: Если помните, что этот роман люди читали нелегально.

АФАНАСЬЕВА: Ночами читали, да?

БОССАРТ: Потому что он же не выходил...

АФАНАСЬЕВА: Поэтому, уважаемые зрители и слушатели, зрители сериала, слушатели нашей радиостанции – 783-90-25, если вы живете в Москве, 783-90-26. Сегодня мы будем принимать звонки, начиная с этой минуты, чтобы мы могли вместе с вами разговаривать. А вопросы такие: Стал ли сериал событием или не стал? Смотрите ли вы его или вам неинтересно, вы посмотрели, выключились? Или вы смотрите того самого "Золотого теленка"? В контрпрограммных играх теперь упрекают первый и второй канал друг друга, что они поставили две экранизации. Кажется ли вам, что это идет телевизионная дуэль между каналами, когда две экранизации ставятся рядом, или это просто хорошо, что они, наконец, воюют не "Кривыми зеркалами", а, по крайней мере, экранизацией Солженицына и Ильфа и Петрова? Это наши вопросы к вам. И почему государственный канал, каким является "Россия", сегодня, в 2006 году, считает главным своим событием экранизацию романа "В круге первом", романа далеко не во всем укладывающегося в те государственнические позиции, которые проводит канал "Россия"? Это наши вопросы к вам.

БОССАРТ: Очень изящно выразилась.

АФАНАСЬЕВА: Ну, я стараюсь. Мне все-таки работать с руководителями телевизионными. Сейчас все-таки я дам слово, дальше Алла продолжит свою точку зрения. Почему Вы считаете, что с точки зрения кино, вот как кинокритик – это не очень хорошо?

БОССАРТ: Это не очень хорошо, потому что вот как я уже сказала, – это бесконечно говорящие головы на экране. И это... ну, в кино так не делается, в кино все-таки должны быть скорее события, это должно быть движение. Там движения очень мало. Это – первое. Второе...

АФАНАСЬЕВА: Можно, Алла, я перебью, просто продолжу. Наверное, это идет оттого, что сценарий писал сам автор романа...

БОССАРТ: Может быть, да, и, скорее всего, это так.

АФАНАСЬЕВА: ...и к своему роману относился бесконечно трепетно.

БОССАРТ: Да.

АФАНАСЬЕВА: А каким бы не был замечательным романистом и литератором человек, уже очень много опыта, когда сам перекладывая свое произведение для кино, он очень сильно ошибается, потому что сценарист – это все-таки другая профессия. Он должен учитывать, что кино будет работать картинкой в первую очередь, а потом словом. Вот это мое ощущение.

БОССАРТ: Ну, здесь, на мой взгляд, получилось очень много священных коров.

АФАНАСЬЕВА: Да, и в первую очередь сам Александр Исаевич.

БОССАРТ: Одна, самая первая корова – это, конечно, сам Александр Исаевич, которому отказа сейчас ни в чем нет. Ну, и вторая – Глеб Панфилов. Я думаю, что может быть, если бы был не он, а кто-то другой, этого сериала вообще бы не было, потому что, ну, как вот Вы выразились столь витиевато, государственнические игры в этот роман никак не укладываются, вернее, он в них не укладывается.

АФАНАСЬЕВА: Но при этом Александр Исаевич... знаете, грубая фраза была сказана совсем по другому поводу когда-то. Когда на Новый год рекламировали года два назад тот же канал "Россия", кто, не буду, перечисляли артистов и говорили: "И Пугачева в эксклюзиве". Так вот, Александр Исаевич, как это ни грубо прозвучит сейчас, у канала "Россия" в эксклюзиве. Все его программные заявления всегда выходят только на этом канале. Так что, возможно, это было бы... ну, может быть, просто другому режиссеру он не доверил экранизацию.

БОССАРТ: Ну, видимо, поэтому им казалось, что это будет главным событием.

АФАНАСЬЕВА: Несколько реплик с пейджера. "Это совершенно великолепный фильм. Артисты не просто создают образы, они воссоздают эпоху, которая была. Он потрясает своей искренностью. Ничего более актуального за несколько лет не видела", – говорит Галина Дмитриевна, врач. А Елена из Москвы нам с Вами, видно, такую шпильку вставляет, что: "Неужели так положено судить о работе, не досмотрев ее до конца? Это что, специально организованная передача против этого фильма?" Нет, Елена, мы еще раз повторяем, что мы приглашали артистов, а говорить после пяти показанных серий уже, в общем, есть о чем.

БОССАРТ: Между прочим, Лена, я думаю, что создатели потому и отказались сейчас давать какие-то свои оценки и комментарии, именно по причине того, что фильм не кончен, а дуракам, там, полработы не показывают и т.д. И к тому же мы уже имели один такой весьма, мне кажется, какой-то нецелесообразный опыт с устроением обсуждения "Мастера и Маргариты" почти в самом конце, перед последней серией. И тоже, в общем, это был какой-то странный разговор, как мне показалось, никому не нужный.

АФАНАСЬЕВА: Давайте еще вернемся, Алла, к анализу именно кинематографическому. Вы сказали о том, что вот нет адекватного перевода на язык кино, с точки зрения того, что много разговоров. Что бы Вы еще выделили из киносоставляющих в этой экранизации? Плюсы и минусы.

БОССАРТ: Вот я уже сказала, что почему все-таки, тем не менее, он смотрится с таким неослабевающим, в общем, интересом. Я его досматриваю до конца, а потом смотрю "Золотого теленка", значит, пропускаю 10 минут.

АФАНАСЬЕВА: Алла, там всего 2 раза была по 10 минут накладка. А с этой недели уже не будет, подвинули "В круге первом" на 10 минут раньше.

БОССАРТ: А, вот так, да? Ну, вот, значит... А по поводу "Золотого теленка", лучше бы его не было совсем.

АФАНАСЬЕВА: Это отдельная тема. Об этом мы можем поговорить дальше.

БОССАРТ: Да. И вот я начала говорить о том, что завораживает именно актерская бригада, потому что они все настолько на своем месте, они так хороши и так вытягивают фильм. Это редчайший случай...

АФАНАСЬЕВА: Я с Вами согласна.

БОССАРТ: ...когда актеры могут изменить, вот, ход истории.

АФАНАСЬЕВА: Отношение к фильму.

БОССАРТ: Да. В этом смысле, да, потому что, в общем, конечно, Панфилов – хороший режиссер, ничего не будем говорить по этому поводу, хотя он становится, в общем-то, уже не тем режиссером, который снял "Начало" и "В огне брода нет". Но, тем не менее, все-таки он – мастер. Но, видимо, возраст играет роль, не знаю, не хочу сейчас предаваться анализу. Но актеры настолько хороши и настолько понимают, что они делают, что редко бывает с актерами.

АФАНАСЬЕВА: И у них есть что играть. Давно, в общем, в нашем телевидении нет работ...

БОССАРТ: Да в том-то и дело, что им нечего играть. Да, им особенно играть-то нечего, потому что им приходится играть риторику, они играют разговоры. Но эти разговоры они играют так, эти диалоги они играют так, что оторваться от этого невозможно, потому что то, что там выделывала Чурикова – это было... это Сара Бернар просто, это было, ну, я не знаю...

АФАНАСЬЕВА: Да там и Скляр хорош, хотя у него и слов-то не было.

БОССАРТ: ...Это было гениально. А?

АФАНАСЬЕВА: Партнер у нее был тоже замечательный, Игорь Скляр.

БОССАРТ: И партнер был замечательный.

АФАНАСЬЕВА: Там одни глаза играли потрясающе.

БОССАРТ: Да, да, да. То-есть, великолепная актерская компания.

АФАНАСЬЕВА: Давайте будем подключать наших слушателей, потому что интересно знать, что они думают. Надевайте, Алла, наушники. Давайте начнем не с Москвы. 783-90-26. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Это Нижний Новгород. Меня зовут Ольга Ивановна.

АФАНАСЬЕВА: Да, Ольга Ивановна, мы Вас слушаем, что Вы хотите сказать?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ну, я хочу сказать, что мне очень нравится Алла Боссарт.

БОССАРТ: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Тем не менее, мне кажется, есть какая-то наивность, когда она хвалит актеров и гораздо менее режиссера, и говорит, что там играть им приходится риторику. Мы, наоборот, знаем очень много примеров, когда очень много хороших актеров, а фильм не получается, то-есть все дело в режиссере.

АФАНАСЬЕВА: Ну, тот самый "Золотой теленок", который идет по первому.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да. Совершенно верно.

БОССАРТ: Но Вы знаете, что... нет, я как раз хочу... ну, нет, не будем говорить о "Золотом теленке", там довольно плохие актеры.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да много примеров. А в театре вообще сплошь и рядом, идите во МХАТ, там... Да.

АФАНАСЬЕВА: Так. Давайте вернемся к этой же теме.

БОССАРТ: Ну, Вы знаете, что, ну, вот как говорят, что у плохого режиссера не бывает хороших актеров, то-есть, даже, ну, как бы если...

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Совершенно верно.

БОССАРТ: Что если режиссер плохой, то любой актер будет у него плохо работать. Вот. Я же не сказала, что Панфилов – плохой режиссер, он, безусловно, мастер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: А кто со мной говорит сейчас?

БОССАРТ: Это я, Алла Боссарт.

АФАНАСЬЕВА: Это Алла Боссарт.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Какая прелесть! Это Вы со мной говорите?

БОССАРТ: Я.

АФАНАСЬЕВА: Сама Алла Боссарт.

БОССАРТ: Спустили с Олимпа.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Но я Вам скажу, что было такое несколько снисходительное отношение. И еще возраст. Это... Мне кажется, что здесь отчего... И еще, вот то, что актеры как бы играют риторику, это не так, они настолько присваивают текст, что это совершенно поражает, его же интересно слушать.

АФАНАСЬЕВА: А что Вы имеете в виду по поводу возраста?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: А Вы сказали, что Панфилов, может быть, возраст...

БОССАРТ: Это я, я сказала.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Такая была оговорка.

БОССАРТ: Да. Это я сказала.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, да. Как-то...

АФАНАСЬЕВА: Ольга, скажите...

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ивановна.

АФАНАСЬЕВА: Да, Ольга Ивановна, Вам, извините за нескромный для женщины вопрос: хотя бы примерно, сколько Вам лет?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Пожалуйста, 63.

АФАНАСЬЕВА: 63. А у Вас кто-то из близких молодых людей Вам смотрит сериал?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, у меня сын смотрит. Да. И у нас на работе идут споры, идут споры.

АФАНАСЬЕВА: И для него, для молодого поколения... Все-таки для Вашего поколения роман был событием, соответственно, сериал не может не быть событием.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, безусловно, конечно, мы читали, рисковали, конечно.

АФАНАСЬЕВА: Да. Для молодых людей в Вашем окружении сериал событие, нет?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вы знаете что, да. Вот, например, я могу сказать, что у нас мальчик там в издательстве работает. Он смотрит его, но он не очень как бы доверяет, у него другие, странные совершенно... Вот когда он увидел, как себя ведут, например, у Абакумова на допросе, он сказал, что не могли люди так себя вести. Так вольно и так... ну, как бы с таким достоинством.

БОССАРТ: Видимо, Вы имеете в виду вот героя Смирнова, да?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, да, да, конечно. Глубина.

АФАНАСЬЕВА: Потрясающая тоже работа.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, потрясающая работа, да.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо Вам, Ольга Ивановна, за мнение.

БОССАРТ: Меня как раз вот интересует мнение молодых, потому что...

АФАНАСЬЕВА: Да.

БОССАРТ: ...знают ли они вообще, что это все было?

АФАНАСЬЕВА: Да. Здесь по интернету уже пришла реплика от Татьяны из Ярославля. Она пишет, что она "в восторге от этого фильма, но общественным событием, к сожалению, фильм не стал. Мои ровесники, а мне 28 лет, фильм не смотрят. Им это неинтересно, они не хотят напрягаться. Основной массе интересней "Не родись красивой". Вот такая точка зрения. Мне как раз очень хотелось бы, чтобы дозвонились в эфир как-то люди молодые, потому что, еще раз повторяю, для поколения 60-тилетних, например, плюс-минус сколько-то лет огромным событием был роман. И отделить роман от экранизации им сейчас трудно. Для молодых людей, для которых роман – один из многих в потоке литературы 20-го века...

БОССАРТ: Я даже думаю, что они его не читали.

АФАНАСЬЕВА: Они его, возможно, не читали, как не читали, к сожалению, многие зрители, оказалось, и "Мастера и Маргариту", когда проводили социологические опросы.

БОССАРТ: Да, да, да. И я поразилась.

АФАНАСЬЕВА: Для них этот сериал... они его рассматривают именно в телевизионном контексте сегодняшнем, и не иначе. Вот очень любопытно, стал ли для них каким-то открытием? Потому что мне кажется, что современный человек, он очень многое берет по картинке. Он прыгает пультом с кнопки на кнопку.

БОССАРТ: Да, да, да.

АФАНАСЬЕВА: С канала на канал. И видит картинку. Сталинские какие-то наркомы, кабинеты примерно одинаковые, которые показывали...

БОССАРТ: В "Московской саге".

АФАНАСЬЕВА: В "Московской саге", в "Детях Арбата", во многих фильмах, которые шли уже по телевизионным каналам. И он решает, что он все про это уже видел. И он переключается. Картинка та же самая. Вдумываться не всегда есть у него... как сказать? Посыл для того, чтобы всмотреться и вдуматься, чем этот роман и его экранизация отличается от других. Тем более, сознание современного зрителя, оно очень клиповое, оно привыкло к быстрой смене планов, к быстрой смене сцен. Огромные вот эти длинные мыльные оперы, которые так или иначе изменили картинку телевидения, пришедшие, там, в конце 80-х – в 90-е годы на наш экран, они заставили зрителя смотреть маленькие сцены, быструю смену планов, резкое изменение. И обязательно такой огромный крючок в конце каждой серии, пусть примитивный, но крючок для зрительского внимания, да? Там, убьют – не убьют, что будет, ах, над ним нож занесли. Это я говорю очень грубо и примитивно. Но как ни странно, когда анализируешь какие-то замечательные произведения... Вы вспомните Штирлица, да? Когда пуговичку застегивает ему изображающая его жену радистка Кэт, раздается звонок на границе, и на этом Лиознова прерывает серию. Вот это тот крючок для зрителей в хорошем, замечательном телевизионном фильме, который, если ты уважаешь зрителя, быть должен. Мне кажется, Панфилов, при том, что он классик, не привык работать для телевидения, не учитывает вот эту специфику человека, который пришел домой с работы, у него 15 каналов, или даже 5 пускай. Он будет прыгать с кнопки на кнопку, и вернется ли он к эфиру в понедельник, если в четверг последняя серия состояла из двух длинных разговоров, это еще вопрос.

БОССАРТ: Это очень правильно, да. Я, кстати, тоже обратила внимание на то, что фильм сделан... ну, я не могу по отношению к Панфилову говорить: неумело, но непрофессионально именно с точки зрения телевизионного сериала. Потому что вот этого, как ты говоришь, крючка нет практически нигде. Стук в дверь...

АФАНАСЬЕВА: Да.

БОССАРТ: ...вот, собственно, и все.

АФАНАСЬЕВА: Да.

БОССАРТ: Вот стук в дверь, и это... на этом...

АФАНАСЬЕВА: Причем это ведь так несложно было добавить, при том, что уже была проделана огромная работа. То ли режиссер посчитал это ниже своего достоинства...

БОССАРТ: А это сценарий, Лена, это...

АФАНАСЬЕВА: Ну, тут можно поспорить.

БОССАРТ: А я думаю, что к Солженицыну не посмел вмешиваться в сценарий никто.

АФАНАСЬЕВА: Я думаю, да. Но объяснить классику, что сценарный материал для телевизионного сериала требует особых умений и подхода, наверное, не рискнули. Давайте, несколько реплик с пейджера, и примем звонки. "Здравствуйте, я смотрю с удовольствием и "Не родись красивой", и "В круге первом", вот такой парадокс. Мне 23 года. Полина." Замечательно, Полина, что у Вас есть возможность выбирать, что Вы смотрите и то, и то, мне так кажется. "Я посмотрел только одну серию, дальше не смотрю. Работал с человеком, который 15 лет находился в такой шарашке. Артисты играют отвратительно." Вот это Армен считает. "Хотелось бы посмотреть на того, кто бы так разговаривал с Абакумовым." Это он против Кваши выступил. Ну, что ж, давайте звонок, и еще реплики. Московский звонок 783-90-25. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый вечер.

АФАНАСЬЕВА: Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Наталия Алексеевна.

АФАНАСЬЕВА: Да, Наталия Алексеевна.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Но я, наверное, буду не показательным зрителем. Я смотрю все серии.

АФАНАСЬЕВА: А почему не показательным? Тут очень много у нас зрителей.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: А потому что мне не нужны крючки. Меня захватывает...

АФАНАСЬЕВА: Наталия Алексеевна, извините...

БОССАРТ: Вы, видимо, тоже все-таки...

АФАНАСЬЕВА: Да. Опять к Вам вопрос нескромный по возрасту.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Нескромный по возрасту? Ради Бога. 55 лет. Роман читала еще когда не было атомной бомбы, тогда он доктору звонил. Там все изменилось.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо за мнение. Мы вынуждены прерваться на новости.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Очень жаль.

АФАНАСЬЕВА: Опять сейчас... Вот Александр Климов приходит в студию, когда я говорю реплику: "Мы вынуждены прерваться на новости". Он смотрит, говорит: "Как будто я стою с ножом за спиной". После новостей мы продолжим. Это Алла Боссарт, писатель, обозреватель, критик. И в студии Елена Афанасьева. Программа "Телехранитель".

(НОВОСТИ)

АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу "Телехранитель". В студии Елена Афанасьева. В гостях Алла Боссарт, писатель, критик, обозреватель "Новой газеты". Тут как раз на пейджер такие смешные реплики есть про то, что критики – это те, кто сами не могут написать? Нет, Алла написала замечательные, гениальные книжки. Я Вам советую почитать. Тогда Вы поймете, что это совершенно не так.

БОССАРТ: Ну, не надо. И не гениальные.

АФАНАСЬЕВА: Нет, ну, Алла, у меня почему-то сегодня вылетело из головы... замечательная книжка, как дочку спасли.

БОССАРТ: Ну, "Гипсовые крылья".

АФАНАСЬЕВА: "Гипсовые крылья".

БОССАРТ: Да нет, ну, я...

АФАНАСЬЕВА: Просто это читать замечательно. Поэтому я просто к тому, что не надо осуждать людей, когда Вы не знаете, что они еще сделали. Знаете, я что предлагаю: давайте мы сейчас деление на Москву и не Москву в телефонном эфире поменяем и поделим по возрасту наших слушателей.

БОССАРТ: Да, вот это правильно.

АФАНАСЬЕВА: Уважаемые, пожалуйста, вот сейчас перестаньте дозваниваться, а послушайте минутку. Я предлагаю: на московский бывший номер 783-90-25 позвонить тем, кто старше 40 лет, а на телефон 783-90-26 звонить нашим слушателям и зрителям, которые моложе 40 лет. Просто нам хочется понять, как разные поколения смотрят эту экранизацию. Я прошу, пожалуйста, звоните именно по возрасту, потому что очень хочется узнать, как смотрят молодые и как смотрят те, которые постарше. Нам это сейчас очень интересно. Давайте попробуем с молодых, если это действительно дозвонились те. 783-90-26, если вы моложе 40. Алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я хотел бы сказать несколько слов в защиту...

АФАНАСЬЕВА: Простите, сколько Вам лет?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне 30.

АФАНАСЬЕВА: Прекрасно. Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Илья.

АФАНАСЬЕВА: Очень хорошо. Давайте, Илья, рассказывайте Ваши ощущения.

СЛУШАТЕЛЬ: Мне кажется, несправедливо, что нужны крючки. Меня, например, это бы оскорбило. И вот прекрасная игра актеров. Мне очень нравится.

АФАНАСЬЕВА: А Вы роман читали, нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет.

АФАНАСЬЕВА: Скажите, а захотелось ли почитать или нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, после кино не очень хорошо читать. Может быть, через несколько лет имеет смысл почитать, чтобы улетучилось то, что вот прилипло после...

БОССАРТ: Можно? Илья, это вот Алла Боссарт. Я хочу спросить Вас: для Вас какие-то исторические моменты были новостью, или Вы все это знаете?

СЛУШАТЕЛЬ: Да нет, Вы знаете, новостью не было ничего. Может быть, чересчур Кваша перестарался с демонизацией Сталина, какой-то он прям маньякообразный. А исторического, нет, я ничего нового не узнал.

БОССАРТ: То-есть, Вы знали, да? О существовании шарашек и вообще о существовании всего этого?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Илья. Давайте послушаем теперь, кто старше 40. 783-90-25. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алло!

АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый вечер.

АФАНАСЬЕВА: Вас как зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Нелли Александровна.

АФАНАСЬЕВА: Да, Нелли Александровна.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я из Нижнего Новгорода.

АФАНАСЬЕВА: Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Дело в чем, дело в том, что мне 68 лет. И я репрессированная.

БОССАРТ: А когда же Вы успели?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Мой папа 9 лет провел в ГУЛАГе. А наша семья... Я из российских немцев. А наша семья в Сибири провела 10 лет в ссылке, а потом еще в Казахстане 8. Так что все, что в этом было фильме, все коснулось моей жизни. И все эти слова, которые рассказывал мне папа... он вообще не любил говорить. Освободили его только в 50-м году. Он работал главным агрономом целинного совхоза.

АФАНАСЬЕВА: Скажите, Вам этот серила вот эту всю жизнь...

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Этот сериал, понимаете, он мне напомнил мою жизнь и рассказы моего отца. Поэтому когда говорят, что идет сплошная говорильня, это для думающих людей, чтобы люди слушали и думали. Поэтому не надо бегать с места на место, не надо хлопать дверью, не надо торопить какие-то там события. Это все было на самом деле. Это наше страшное прошлое.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо Вам большое за мнение, спасибо. Я просто хотела объяснить, что мы говорим не о том, что вот это вот – не надо бегать, разговоры для думающих людей, а просто канал "Россия", который показывает сериал, он работает на более широкую аудиторию, скажем честно, чем люди думающие.

БОССАРТ: Это правда.

АФАНАСЬЕВА: Он работает на аудиторию, которая огромным процентом доли аудитории смотрит "Кривые зеркала", сериалы типа "Кармелиты", "Исцеление любовью", "Черная богиня". И ставя в эфир такой проект, они понимают, что это аудитория их канала должна смотреть как-то. И поэтому мы говорим о тех каких-то тонких, небольших телевизионных хитростях, которые, в общем-то, могли бы привлечь зрителя к экрану, не испортив общее ощущение. Давайте несколько реплик с пейджера зачитаем и потом продолжим общение со слушателями. ""В круге первом" – замечательный сериал о нашей прошлой и действительной жизни. Мы должны знать это в чистом виде, но создатели фильма боятся услышать это, поэтому отказываются приходить. Что бы об этом сказал сам Солженицын, если бы вы позвонили ему?", – пишет Александр из Красноярска. Но, насколько я понимаю, Александр Исаевич, кроме как с каналом "Россия", с другими СМИ не особо общается, нет возможности позвонить.

БОССАРТ: У меня есть вопрос к Александру Исаевичу, как ни странно, если он слушает эту передачу. Почему он так резко поменял свое отношение к вопросу смертной казни? И когда мы смотрим этот гениальный совершенно эпизод с Квашей и Абакумовым, со Сталиным и Абакумовым, где Абакумов говорит: "Нужна, нужна нам смертная казнь", и актер вкладывает в это, ну, такую потрясающую иронию и такое понимание вообще этого вопроса... Что думает, интересно, Солженицын сейчас по этому поводу? Почему он сейчас так активно добивается смертной казни? Вот что интересно.

АФАНАСЬЕВА: Ну, что ж, не знаю, слушает нас он или нет, может быть, когда-нибудь ответит. Еще несколько реплик с пейджера. Олег, 32 года, Химки пишет: ""Мастера и Маргариту" смотрел на одном дыхании, "В круге первом" перестал смотреть после второй серии. Вечная обида Солженицына на Сталина, много болтовни. Молодой Кваша в роли Маркса – класс, а в роли Сталина – смешная пародия". Так. Это я уже читала. "Мне 18 лет. С удовольствием смотрю "В круге первом". Великолепные актерские работы, диалоги, тексты исключительные по силе мысли. Обязательно прочитаю роман." "Дорогие дамы, при том, что не люблю ни Солженицына, ни Панфилова, вы тонко проводите критику, которая совершенно справедлива. Владимир." "С удовольствием смотрели фильм "Дети Арбата", а "В круге первом" не хватает художественности. Ирина." Это я зачитываю все подряд, потому что... чтобы было понятно, что точки зрения очень разные, какие люди, такие и точки зрения. Давайте попробуем молодую аудиторию подключить к разговору. 783-90-26. Просим звонить сюда тех, кому еще нет 40. Добрый вечер. Сорвался звонок. Попробуем еще раз. Добрый вечер. Ну, попробуем поговорить с более возрастной аудиторией, а потом вернуться к молодым. 783-90-25 – сегодня мы просили звонить тех, кто старше 40. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

АФАНАСЬЕВА: Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Григорий. Мне больше 40.

АФАНАСЬЕВА: Вы смотрите сериал? Он для Вас событие или нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Надеюсь, что да, хотя окончательное впечатление еще не составлено.

АФАНАСЬЕВА: Для Вас есть какие-то открытия в сериале: или исторические, или нравственные, или телевизионные?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, неожиданно для себя я понял, что уже прежняя оценка, которая уже была сделана, когда я читал книжку, она уже не годится для нового времени, в том числе и вот этот звонок, который был основой интриги, которая далее развивается. Раньше это был, безусловно, достойный поступок, а сейчас я не уверен просто. Я не берусь и осуждать, но оправдывать я уже тоже не могу. Время поменяло немножко все...

АФАНАСЬЕВА: Кстати, это действительно интересно...

БОССАРТ: Это очень тонкое замечание... Да, да, да.

АФАНАСЬЕВА: И в газетах появилось обсуждение, вообще, насколько прав человек. И Вы заметили, что это удивительно совпало по времени со шпионским скандалом, здесь возникшим у нас с посольством Великобритании и с фильмом, который был показан по тому же каналу "Россия" Аркадия Мамонтова о вот этих всех закладках шпионских камней и прочего? Так Вы для себя сделали вывод какой-то, нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Пока нет, но я уже понял, что время опять все поменяло, и я не берусь... Я даже подозреваю, что Александр Исаевич, может быть, немножко и сам относится к фабуле романа немножко по-другому, судя по некоторым его последним высказываниям. Все немного сложнее и по-другому смотрится, нежели это было... рассматривалось тогда, когда роман писался.

АФАНАСЬЕВА: А для Вас, вот Вы смотрели другие сериалы на темы как-то схожие: "Московскую сагу", "Дети Арбата", еще что-то, для Вас как в этом ряду стоит сериал? Он выделяется из них или он в этом же круге?

СЛУШАТЕЛЬ: Пока он производит более значительное впечатление, потому что те сериалы, у них были свои плюсы, но по-моему, они были несколько одномерны. Тем более я это отнес бы к "Московской саге". Мне даже и расхотелось... я собирался Аксенова перечитывать, сразу желание отпало.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо Вам за точку зрения. Попробуем молодых подключить все-таки. 783-90-26. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Роман.

АФАНАСЬЕВА: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я считаю... я посмотрел пару серий...

АФАНАСЬЕВА: А сколько Вам лет?

СЛУШАТЕЛЬ:...что сериал довольно слабый.

АФАНАСЬЕВА: Роман, раз мы разделили аудиторию, сколько Вам лет?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, меньше 40.

АФАНАСЬЕВА: Меньше 40. Замечательно. Слабый почему? Давайте будем пытаться анализировать, а не просто ярлыки вешать.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, во-первых, мне кажется, Солженицын все-таки замечательный публицист и философ, но как писатель он все-таки слаб. Это такая вот пародия на Достоевского. Опять же, актеры играют... Опять же, Кваша абсолютно непохожий. Зачем он играет Сталина опять? И, допустим, зачем эта сцена, где Дроздова вытирает голову Певцова? На такие крючки ловить собирались?

АФАНАСЬЕВА: Молодой человек мог бы более снисходительно отнестись к этой сцене. Вы будете досматривать сериал?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я, конечно, досмотрю все-таки, чем закончится история со шпионом. Вот это единственная линия, которая интересует.

БОССАРТ: Но Вы посмотрели первые две серии и, видимо, теперь последние две серии посмотрите, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, наверное, так.

БОССАРТ: Здорово.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо. "Вы говорите только о "Московской саге" и "Детях Арбата", был еще прекрасный фильм "Белые одежды"", – напоминает нам Елена, спрашивает, почему не повторяют? Не знаю, почему не повторяют. "Дорогие ведущие, мне 83 года. Из пятерых членов семьи в 30-е двое были расстреляны, мама – хрупкая маленькая женщина 9 лет провела в лагере. Роман я читала в свое время. Сейчас у меня просто нет сил для того, чтобы смотреть те ужасы, которые мы пережили, но для молодежи фильм нужен." Нина Григорьевна пишет. Давайте еще послушаем, наверное, наших... Алла, а то я не даю говорить, может быть...

БОССАРТ: Нет, но если, может быть, есть ко мне какие-то вопросы, я...

АФАНАСЬЕВА: Давайте слушателей подключим, если есть вопросы к Алле Боссарт и ваши точки зрения. Давайте от тех, кто старше 40. 783-90-25. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Владимир, из Москвы, и мне больше 40. Вы знаете, сериал я смотрю. Смотрю с интересом. Не как литературу, а просто для того, чтобы еще раз помнить вот ту самую страшную картину нашей действительности, которую я очень хорошо знаю. С этой точки зрения я и рассматриваю, именно как исторический документ. И, конечно, страшно важно, чтобы его посмотрела молодежь, для которой это все какое-то такое, вроде Екатерины II.

АФАНАСЬЕВА: А для Вас этот сериал событием стал?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет. Для меня он не стал событием. Я говорю, что я его с интересом и ожидал, и смотрю, и буду смотреть, но повторяю еще раз, только с точки зрения истории.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо большое.

СЛУШАТЕЛЬ: Пожалуйста. Единственное, что вот я могу сказать, вот когда я смотрю, это, может быть, такое мое субъективное, вы знаете, я не могу удержаться от того, что, вот смотря на все эти сцены, скривившись, говорить: "Ах, сволочи. Ах, сволочи". Вот это и есть впечатление от фильма, понимаете? А то, что это мастерство Глеба Панфилова и Чуриковой гениальной и т.д. – это все вторично.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Спасибо за Вашу точку зрения. Попробуем молодых послушать. 783-90-26. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алло. Добрый вечер.

АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте. Сколько Вам лет?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Мне 25.

АФАНАСЬЕВА: Прекрасно. Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Маша.

АФАНАСЬЕВА: Маша, Вы смотрите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, я смотрю. Мне очень нравится этот фильм, хотя я не читала книжку, но тем не менее фильм мне нравится очень. И я обязательно досмотрю его до конца. Единственное, что мне не нравится, что очень маленькие серии. Мне кажется, было бы лучше, если бы каждый день показывали по две серии.

АФАНАСЬЕВА: Ну, это уже программирование, тонкости программные.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Еще меня приятно удивило, что я, когда анонсировался этот фильм, я боялась, что это будет какая-то... действительно, какие-то ужасы, какая-то чернуха такая. А в этом смысле...

АФАНАСЬЕВА: Наоборот, упрекали создателей, что уж слишком чистенькие спецовки получились у сотрудников...

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, но действительно, он получился какой-то даже...

АФАНАСЬЕВА: ...заключенных этой шарашки. Маш, а для Вас, вот Вы роман не читали, а про это время Вы что-то читали, смотрели? Или сериал для Вас многое открывает, с точки зрения истории и рассказа о том времени и тех нравах?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Нет, ну, конечно, я что-то знала, но есть много, да, и нового для меня.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Спасибо, Маша. "Добрый вечер. Считаю экранизацию величайшим событием. Большой поклон, благодарность за проделанную работу Александру Исаевичу, Наталье Дмитриевне. К сожалению, ничего не изменилось у нас в стране: в 50-е Экибастуз, а в сентябре 2005 – Читинская область, Таймыр. С уважением, Григорьев." Пишет. "Роман читал. Сериал не впечатляет. Роман был лучше. Но он более для чтения. Экранизировать бы стоило "Раковый корпус"." Это мнение Андрея из Питера. Ему 30 лет. "Почему бы вам не делить аудиторию так всегда, а то вам обычно звонят пенсионеры", – считает Леонид. Ну, это вот принимает решение руководство радиостанции, а я сегодня попробовала именно потому, что мне казалось, что могут быть разные отношения у тех, кто все-таки роман воспринимал в совей молодости как большое, знаковое событие, и тех, кто родился уже после того, как...

БОССАРТ: Но вот это, между прочим, этот молодой человек, который сказал, что сегодня прочитываются эти вещи совершенно по-другому, и мы по-другому оцениваем поступки героев... И действительно, тогда, когда мы это читали, может быть, мы меньше думали о том, что эти люди в шарашке занимаются, в общем, делом-то не божеским. Они работают, так сказать, на... ну, на стукачей.

АФАНАСЬЕВА: Вот об этих смыслах хотелось еще поговорить, Алла. Смотрите, вот уже два или три смысла, которые в нашем времени считываются, может быть не так, как тогда, когда появился роман, да? Человек звонит в американское посольство и сдает российского, советского тогда разведчика, шпиона, не знаю, как назвать. Как это воспринималось тогда и как это воспринимается сейчас? Как Вам кажется, поменялось восприятие к этому поступку героя?

БОССАРТ: Ну, между прочим, вот к этому поступку, я думаю, он... ну, у современного человека должно быть еще более ярко выраженное отношение, чем у того, т.е. у человека...

АФАНАСЬЕВА: Выражено в какую сторону? Он предатель или спаситель Отечества? Не Отечества, а Земли вообще всей.

БОССАРТ: Нет, выражено, разумеется, в сторону плюс, конечно. Конечно, он спаситель, конечно. То-есть...

АФАНАСЬЕВА: А то, что он сдал разведчика, и там неизвестно, что с ним будет, это не важно?

БОССАРТ: Ну, что с ним будет? Его, видимо, вернут на Родину, там с ним ничего не сделают.

АФАНАСЬЕВА: А второй момент, о котором Вы сами сейчас сказали, о том, что – а над чем эти люди работают? Чем они себе лучше условия для жизни...

БОССАРТ: Да, вот над чем, да, вот над чем эти люди работают. Вот тогда...

АФАНАСЬЕВА: Сегодняшнее отношение и тогдашнее отношение к этой теме разное?

БОССАРТ: Я думаю, что да. Но я по себе сужу, потому что когда я читала, я тогда, ну, была совсем молоденькая и, в общем, для меня одно имя Солженицына, так сказать, было иконой, и мне было... и все это читалось ночью под подушкой и под одеялом и пряталось, там, на антресолях и т.д. И над этим задумывались очень мало. А сейчас думаешь, разумеется, о том, что, ну, хорошо, ребята, а что вы, собственно говоря, делаете-то? И мне кажется, в фильме есть этот акцент, он есть больше, чем в романе. Они говорят, они, так сказать, ну, как бы сейчас модно говорить, озвучивают, они прокламируют то, что, ну, не очень хотелось бы совершать открытия в этой области.

АФАНАСЬЕВА: Давайте еще несколько реплик с пейджера и звонков. Опять-таки хочется поговорить о том в последние минуты эфира, почему именно государственный канал "Россия" с его государственнической позицией именно сейчас, в 2006... Мы знаем основные вехи нашей политики, нашей государственности – почему он обращается к этому сериалу, к этому роману, и какие акценты внутри романа огромного расставляет сериал на этом канале? Это вопрос наш к слушателям. Давайте попробуем более старших людей подключить сначала к разговору. 783-90-25. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый вечер. Валентина.

АФАНАСЬЕВА: Да, Валентина.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Мне больше 60.

АФАНАСЬЕВА: Как Вам кажется, почему именно сегодня государственный канал обратился к этому произведению?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ну, я думаю, отмашка была дана.

АФАНАСЬЕВА: Отмашка откуда?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ну, откуда, сверху.

АФАНАСЬЕВА: То-есть, Вы считаете, что все у нас из Кремля, что показывать, что экранизировать?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Все у нас оттуда.

АФАНАСЬЕВА: Вот так.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да.

АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Что...

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Аллочка, Аллочка, Аллочка, я хотела...

БОССАРТ: Это не Аллочка. Вот Аллочка сейчас.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вот, Аллочка, я хотела... Преклоняюсь перед Вашими книгами и публикациями в "Новой газете".

БОССАРТ: Ой, спасибо большое.

АФАНАСЬЕВА: Валентина, а Ваше отношение к сериалу?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Мое отношение? Ну, мы читали, так же, как Алла, под подушкой с фонариком. Тогда это было одно. Ну, в общем, все так и осталось.

АФАНАСЬЕВА: Так сериал Вам нравится или нет?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Смотрю пока...

АФАНАСЬЕВА: Ну, что-то энтузиазма в голосе не слышно у Вас.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Нет, нет, нет. Нравится, конечно.

АФАНАСЬЕВА: Нравится. Спасибо, Валентина, несколько с пейджера реплик. "Большое спасибо каналу, что он, наконец, стал больше показывать серьезных фильмов. Не думаете ли вы, что дело не в молодом поколении, которое вынужденно смотрит "Кармелиты", а просто в политике канала, который все приличные фильмы ставит после 24? Елена," Елена, так спасибо каналу или политика канала такая, которую Вы критикуете? Потому что у меня-то как раз есть подозрение, что современное телевидение строится по методу некоторому индульгенций со стороны начальников. Они вынужденно делают телевидение для массового зрителя, массовый поток "Кармелит", чрезвычайных происшествий, у которых огромные рейтинги мы видим, и т.д.

БОССАРТ: Если они это делают вынужденно, то совершенно права была...

АФАНАСЬЕВА: Вот. А в качестве индульгенций они делают... себе делают такие проекты, как "В круге первом", "Мастер и Маргарита", чтобы было, знаете, чем оправдаться.

БОССАРТ: Ну, я думаю, что та женщина, которая сказала про отмашку, она, в общем, не совсем не права, а скорее совсем даже права.

АФАНАСЬЕВА: Совсем даже...

БОССАРТ: Да.

АФАНАСЬЕВА: Александр пишет: "Роман великий, только его надо читать медленно, а в фильме великолепно дана как раз проблема выбора, работать им на эту власть или нет". Так. "Не понял, что хорошего в поступке героя Певцова?", – спрашивает Иван. Алла, он не понял, Иван.

БОССАРТ: Он спас человечество от угрозы атомной бомбы. Вот, в общем, по-моему, неплохой поступок, мне так кажется.

АФАНАСЬЕВА: Ирэн пишет: "Мне кажется, что публицистику превращать в сериал не стоит, потому что Солженицын – писатель, по моему мнению, довольно средний, у него публицистика. Показывать ее надо по-другому, но вообще писать надо об этом, чтобы молодежь знала. Я человек очень пожилой. В ходе вашей дискуссии еще раз утвердилась в своем личном ощущении, что выход этого сериала именно на РТР, – я только поправлю сразу зрителя, что не РТР, а канал "Россия", – был, как бы это мягче сказать, мясной костью для нашей интеллигенции". Давайте еще несколько звонков. 783-90-26 для более молодых слушателей и зрителей.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте.

АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Я по поводу вот звонка Певцова. Мне 35 лет. Константин из Москвы.

БОССАРТ: Мы уже перепутали всех: Певцов, там, Иннокентий.

АФАНАСЬЕВА: Вы имеете в виду, по поводу поступка героя Певцова. Что Вы скажете, Константин?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, по поводу того, что он сдал как бы разведчика. И я не вижу, чем он мог предотвратить атомную войну, скажем так. Потому что...

АФАНАСЬЕВА: Константин, как Вы сегодня оцениваете этот поступок? Высокопоставленный советский в тот момент дипломат звонит в американское посольство. Вы как оцениваете?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я оцениваю как предательство.

АФАНАСЬЕВА: Как предательство. Видите, есть такая...

СЛУШАТЕЛЬ: Да. И я думаю, что и раньше я бы тоже так бы и оценивал, потому что... ну, этот поступок как бы затрагивает интересы Родины, а не...

АФАНАСЬЕВА: Угу. Вот на пейджер сообщение. С Вами Ольга согласна, что "с чего Вы взяли, что с разведчиком ничего не будет? Это взгляд дилетанта, а предательство – подлость в любое время". А Вы смотрите, Константин, сериал?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я смотрю, и с удовольствием его смотрю и буду смотреть. Вот. И по поводу еще людей, которые работают в шарашке. Там, наверное, не только нравственные какие-то, да, моменты... вернее, наоборот, я хотел сказать, что не только они работают за сметану, там, и масло, но и за то, чтобы, ну, и какую-то ответственность, вероятно, за государство они тоже испытывают. Потому что одно дело – отношение к руководству Сталина и т.д. ...

АФАНАСЬЕВА: А Вы роман читали, Константин?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, к сожалению, нет. Но, наверное, буду читать.

АФАНАСЬЕВА: Замечательно. Спасибо. Вот в любой экранизации есть замечательное качество, что интерес к роману все-таки просыпается. Если не устраивает экранизация, каждый человек...

БОССАРТ: А он, между прочим, не продается, я не вижу его. Даже если...

АФАНАСЬЕВА: Но я думаю, что...

БОССАРТ: Все абсолютно стоит...

АФАНАСЬЕВА: ...найдутся издательства, которые все-таки договорятся с Солженицыным.

БОССАРТ: Все стоит на прилавках, а тут чего-то "В круге первом" я не видела.

АФАНАСЬЕВА: Так. Последний звонок на сегодня. 783-90-25. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алло! Вы меня слушаете?

БОССАРТ: Да.

АФАНАСЬЕВА: Да, конечно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ольга, Москва. Мне больше 40 лет. Вы знаете, сериал смотрю с большим удовольствием, конечно. Вы знаете, я думаю, что показано, конечно, все очень мягко. Было, конечно, гораздо все хуже. Вот почему-то нет никаких ни публикаций, ни... о Бутовском полигоне, о Коммунарке, о Сухановке. Вот у меня дед расстрелян в 38 году был, и отец его всю жизнь искал и плакал. Отец умер в 2000 году, а я только через православную церковь нашла, что деда расстреляли 5 апреля 38 года, в 2002 году. Не давали никаких сведений.

АФАНАСЬЕВА: Спасибо большое. У нас последние 2 минуты. Спасибо Вам за звонок.

БОССАРТ: Лена, можно, я скажу последнее слово в отношении поступка героя? Значит, прежде всего, я думаю, что вообще в романе вся линия с этим самым Иннокентием абсолютно надумана, потому что она не убедительна, она не мотивирована, и она придумана только затем, чтобы показать... чтобы каким-то образом выйти на эту шарашку. И чтобы показать жизнь шарашки, которую Солженицын, безусловно, знал очень хорошо. Вот. Поэтому мне кажется, что, ну, вообще, обсуждать этот поступок нет никакого смысла. Потому что он придуман от начала до конца.

АФАНАСЬЕВА: Армен пишет: "Дорогие женщины, если б не было атомной бомбы в Советском Союзе, вы бы сегодня не разговаривали здесь. Так что поступок Певцова – это предательство, должен быть наказан как предатель." Не Певцова, а героя, которого играет Певцов. Играет хорошо, раз такие реплики есть. Вот очень смешной вопрос напоследок. "Вопрос к ведущей: в какой неправительственной организации состоит Ваша гостья? Интересно было бы знать, чей она заказ выполняет."

БОССАРТ: Я?

АФАНАСЬЕВА: Да, неправительственная организация называется "Новая газета".

БОССАРТ: А! Я выполняю заказ Елены Афанасьевой.

АФАНАСЬЕВА: Так. Ну, что ж, мы сегодня говорили о сериале "В круге первом" в программе "Телехранитель". К сожалению, говорили без его создателей, но с вами, с теми, кто его смотрит и для кого он делался. Точки зрения разные. Видите, молодые... оказалось, что все-таки деления этого, которого мы боялись, на возраст, оно не так просматривается – до 40, больше 40, – а есть какое-то деление по ощущениям и нравственным критериям, как к этому поступку героя Певцова. Спасибо Алле Боссарт, которая была сегодня в гостях.

БОССАРТ: Спасибо Вам.

АФАНАСЬЕВА: Всего доброго, до свидания. Елена Афанасьева. До следующего воскресенья.