БОДАЛСЯ "ТЕЛЕНОК" С... СОЛЖЕНИЦЫНЫМ

"Ежедневный Журнал"
02.02.2006
Елена Афанасьева

... В понедельник на третью серию "В круге первом" пришло на четверть меньше зрителей, чем накануне – 29,2% по Москве и 28,2 по России. Причем, анализируя более подробные рейтинговые отчеты, которые приводят замеры аудитории за каждые 10 минут, можно сказать, что отток этот случился отнюдь не из-за "Золотого теленка" (который чуть позже в тот день эту необъявленную дуэль выиграл и набрал долю 36,5% по Москве и 33,2 по стране). Доля аудитории солженицынской экранизации снизилась почти на десять пунктов еще в те минуты, когда на "Первом" шла программа "Время". Эта же тенденция сохранилась и во вторник, когда из-за пресс-конференции президента сериалы в эфире не пересеклись. Значит, не контрпрограммные происки конкурентов такому снижению интереса виной. А что?

Понять, почему четверть зрителей, пришедшая к экранам в воскресенье, не стала смотреть "В круге первом" дальше – задачка для профессионалов. Сериал хороший. Очень хороший. Авторский (значит, бережный и адекватный) перевод романа в сценарий, удивительно емкая режиссерская работа Глеба Панфилова, блистательные – абсолютно блистательные! – актерские работы Миронова, Чуриковой, Тюниной, Кваши, Смирнова, Скляра, всех и не перечислишь... И те глубинные смыслы, к которым наше телевидение обращается нечасто. Почему же часть зрителей ушла?

Стоит напомнить, что экранизация романа Солженицына была поставлена в эфир не небольшого и интеллигентного канала "Культура", а одного из двух крупнейших по охвату аудитории каналов. Уверена, что большинство зрителей, смотревших первые серии, сам роман не читали. Не знают о его влиянии на сознание российской интеллигенции, не знают и об отличиях произведения Нобелевского лауреата от всего литературного и телевизионного потока, созданного на лагерно-репрессивные темы уже после Солженицына. Зритель судит по картинке. В кадре снова кабинеты сталинских наркомов и комнаты свиданий для зэков. Все это зритель видел уже и в "Детях Арбата", и в "Московской саге", и еще в десятке-другом фильмов и сериалов последних лет. Не желающий всматриваться в различия, вдумываться в смыслы, зритель решает, что про сталинское время он все уже знает, и переключает каналы.

Пусть не обидятся на меня создатели "В круге первом", но, мне кажется, их сериал должен был, обязан был появиться на несколько лет раньше. Тогда он стал бы огромным общественным событием, а не просто телевизионным, каким стал сейчас.

Кроме того, всегда снимавший качественное "большое" кино, Глеб Панфилов не захотел или не смог учесть особенности телевизионного восприятия. Вскормленный "мылом" телезритель привык к коротким эпизодам, быстрой смене сцен и планов и обязательному "крючку" в конце каждой серии, который цепляет его, чтобы вернуть к экранам завтра. И, наверное, даже киноклассик не может не учитывать все эти тонкости зрительского восприятия в случае, если он работает для ТВ. Впрочем, нельзя забывать о том, что три четверти зрителей у экранов все-таки остались. ...