ЗОНА НАШЕГО ВЫБОРА

Газета "Курская правда" №246
15.02.2006

О том, что современное телевидение может быть деструктивным и антиобщественным, давно уже ни для кого не секрет. Об этом неустанно твердят не только специалисты в области масс-медиа, но и обыкновенные, хорошо воспитанные и образованные люди – та простая и здравомыслящая часть народа, которую не проведешь на мякине и не собьешь с толку массированной обработкой душ и мозгов.

... Принципиально иные задачи ставили перед собой создатели другого сериала о "зоне" – режиссер Глеб Панфилов и писатель Александр Солженицын, переложившие на язык экрана знаменитый роман конца 50-х "В круге первом". В этом многосерийном телефильме, показ которого завершился на прошлой неделе на телеканале "Россия", тоже немало жестких сцен и эпизодов, характеризующих каждодневный быт запертых в сталинскую "шарашку" представителей научно-технической элиты послевоенного советского общества. Но каждый час, каждую минуту быт здесь прорастает до краеугольных вопросов бытия, и сталкиваются, сшибаются в узких межкроватных пространствах марфинской камеры, в лабораториях, на прогулках и даже в туалетах идеи и мировоззрения любимых солженицынских героев – Нержина, Сологдина и Рубина.

Удивительная современность романа и фильма проявляются в том, что по-прежнему, как и пять десятков лет назад, главным для героев является вопрос не о физическом выживании и послаблении их положения, а о сохранении достоинства в любых, даже в самых тяжелых, невыносимых условиях существования. Ради сохранения человеческого достоинства, ради обретения в душе мира и гармонии с самим собой, со своей совестью Глеб Нержин (Евгений Миронов) и Илларион Герасимович (Игорь Скляр) отказываются от сотрудничества с преступной (по их глубокому убеждению) властью и отправляются по этапу в новые круги ада. Отказываются – вопреки естественному человеческому инстинкту уцепиться за надежду о возможном сокращении срока, о скором воссоединении с женами, обрекая их таким образом на еще большие страдания, остракизм и одиночество.

Каким глубоким смыслом наполнена сцена свидания Герасимовича с женой! Через застывшую в глазах черную боль, скорбно сжатые уголки губ, скупые, давно выплаканные слезы, через несвободу подслушиваемых, отчаянно прорывающихся скомканных слов и фраз мы постигаем весь трагизм их многолетней, не имеющей зримого конца разлуки. Игорь Скляр и Инна Чурикова блестяще ведут свои партии. Минимум мимики (их лица скорбно застыли), немыслимая точность проживания каждой секунды и виртуозный отыгрыш на каждое эмоциональное движение и состояние своего партнера – такое мы редко наблюдаем и на большом экране. Подобными эпизодами, тугими и яркими монологами-размышлениями героев, кстати, и отличается фильм Глеба Панфилова – достаточно вспомнить замечательно сыгранные Андреем Смирновым (инженер Бобынин), Романом Мадяновым (министр госбезопасности Абакумов), Михаилом Кононовым (Спиридон), Сергеем Карякиным (Дмитрий Сологдин) ключевые сцены картины. Благодаря точному подбору актеров Панфилову удалось сложную мировоззренческую, не слишком выигрышную для кинематографа ткань романа высветить яркими, запоминающимися личностями и одновременно расположить ее на экране как цепь глубоких мыслей и идей, бьющихся, вспыхивающих в живом человеческом теле.

Телефильм "В круге первом", конечно, не лишен недостатков, как, впрочем, и сам роман Солженицына, порой прямолинейно трактующий некоторые страницы и героев отечественной истории. Но важен очередной прецедент: после "Идиота", "Мастера и Маргариты" на национальном телеканале вновь заговорили о важнейших категориях человеческого бытия, об актуальной проблеме нашего нравственного выбора, и вновь здесь появились герои, которые думают не о собственной выгоде, а об устройстве разумного общества и судьбах родной страны.