ШАРАШКА ПОЛУЧАЕТСЯ...

"Родная газета" №5
10.02.2006
Людмила Донец

Непричесанные мысли о сериале Глеба Панфилова "В круге первом"

Начало каждой серии "В круге первом" одинаково и символично. Зима. Пушистый снежок. Лес. Усадьба с потушенными или светящимися окнами и тишина. Как бы благодать.

Но это не благодать. А знаменитая марфинская "шарашка", где заключены особые арестанты – умники России: ученые, инженеры, техники. Как говорится, если ты такой умный, то почему арестован? А вот как раз потому, что эпоха такая на дворе.

Разговаривают здесь с арестантами исключительно вежливо, тяжелой физической работой не занимают, то и дело "будьте добры", "пожалуйста". Но здесь другой тип унижения. Свидание с близкими – один раз в году. До жены не разрешают даже дотронуться. Арестанты – какие поцелуи?

Телевизионный сериал Глеба Панфилова по роману Александра Солженицына "В круге первом" – подлинно культурная работа. Актеры – из тех, кто плохо играть не умеет. Тем более ведомые таким режиссером. Все снято в спокойной повествовательной манере, без истерик и надрыва, как обыкновенная жизнь, хотя эта жизнь совершенно не обыкновенна. Неспешные диалоги. Разговоры, выяснение отношений и мировоззрений, отношение власти и арестантов. Эти беседы подчас истинно интересны, подчас скучноваты, но таков метод, выбранный Глебом Панфиловым , и в этом есть свой оправданный замысел: когда жизнь невыносима, становишься спокойным.

Но есть что-то "В круге первом", смущающее всерьез. Это "что-то" – слишком одноцветное отношение к рассматриваемому историческому периоду. Сегодня, по прошествии времени, мы стали больше понимать и лучше видеть то, что было. А там было разное. Еще никому не удавалось начинать историю с чистого листа.

В романе многое было понятно и оправданно. Он написан давно, в нем – судьба автора. Но фильм-то снят сегодня и обращен к сегодняшнему зрителю!

Вот, скажем, рассуждения двух интеллигентов о том, что пролетариат – самый передовой класс. Какой же он передовой? Крестьянин от земли ума набирается, интеллигент – изначально мыслящее существо. А пролетариат имеет дело с мертвыми машинами. А посему он, напротив, самый дикий... Странная, очень уж облегченная этакая игра в перевертыши. И фильм Пырьева "Кубанские казаки" могли бы в сериале говном не называть – это интересное, по-своему талантливое явление.

Или милая и несчастная женщина, жена одного из заключенных (ее, как всегда пронзительно, играет Инна Чурикова), на свидании с мужем жалуется на свою дошедшую до края отчаяния жизнь и вдруг заявляет: "Тебе хорошо, у тебя друзья и любимая работа, ты и выглядишь хорошо, а я совсем старуха". Трудно ей сочувствовать, даже если ее рассказ – правда. Ну, не говорят такую правду, видясь с мужем, сидящим в "шарашке", один раз в году.

И рассуждения другой милой и несчастной женщины о женах декабристов – из разряда тех, когда бедные горячо завидуют богатым: они же ехали в ссылку в каретах, они не жили в 9-метровой комнате в коммуналке. Все правда, а слушать стыдно. Что за счеты, мягко говоря, странные? С историческим размахом? Хотя всегда можно найти, кому на Руси жить хорошо, если постараться.

Но главное – один из первых персонажей сериала Иннокентий Володин, его хорошо играет Дмитрий Певцов. Советский дипломат, элита, он тайно, из телефонной будки у метро "Арбатская", звонит в посольство США и доносит, что наш разведчик в Нью-Йорке должен получить от неких американцев сведения о деталях производства атомной бомбы. Таков поступок. Странно сегодняшними глазами видеть, что этот Иннокентий представлен в сериале положительным героем! Он и Герцена вспоминает, который говорил, что любовь к Родине необязательно должна распространяться на любовь к правительству. Но при чем тут Герцен, люди добрые? Он же не говорил о предательстве.

Оставляю в стороне разбор игры актеров, в том числе и Евгения Миронова в роли Нержина. Он и здесь замечательно хорош.

Да, режиссер-мастер выстроил фильм, который нельзя не посмотреть. Серьезная, высокопрофессиональная работа. Но и о том, о чем сказала, смолчать не смогла.

И еще мне кажется, что Глеб Панфилов с этим сериалом опоздал. К сегодняшнему дню тема, возможно, не так даровито, но многократно пересказана. И впрямую, и косвенно. Я уже не говорю о предпочтениях сегодняшнего телевидения: одновременно на Первом канале – "Следствие ведут Знатоки", на втором – "Опера. Хроники убойного отдела", на третьем – "Одно дело на двоих" (из Германии привезли – своих "дел" оказалось недостаточно), на НТВ – и вовсе "Зона". Всеобщая шарашка получается.