СПЛОШНОЕ "СЕРИАЛЬСТВО"

rosbalt.ru
09.02.2006
Григорий Добромелов

... На самом деле, удручает не столько убогость фильма ["Золотой теленок"], сколько то, что молодежь, которая не видела старой экранизации и, с большой долей вероятности, не читала роман, будет воспринимать это произведение только по жалкому его подобию. Ну, не вызовет такое "сериальство" желания читать! Это, кстати, относится и к экранизации Солженицына. Спору нет, "В круге первом", несомненно, находится на другой, гораздо более высокой ступени киноискусства. Даже как-то неудобно упоминать об этой телеверсии в одном материале с "произведением" госпожи Шилкиной. Но роднит их одна особенность – и тот, и другой сериал отбивает желание читать первоисточник.

Если создатели "Золотого теленка" это делают благодаря безобразной экранизации, то Глеб Панфилов, напротив, – своей точностью и уважительному отношению к тексту автора. И дело даже не в излишней скрупулезности повествования. Как Александр Галибин старался все экранное время сыграть не Мастера, а его грусть, так и Панфилов, похоже, ставил задачу передать не сюжет, а состояние эпохи. Возможно, подобный подход оправдан для авторского кино и кинофильмов для любителей и ценителей киноискусства. Сродни тому, как люди ходят на новые фильмы Содерберга и Фон Триера, чтобы любоваться на находки режиссера или искать глубокий смысл каждого монолога.

Массовая "сериальность" подразумевает "экшн" и яркость видеоряда. Современная молодежь не кинется читать Солженицына. Ей становится просто скучно на середине второй серии. Те, кто прочитал роман, возможно, с удовольствием перечитают его вновь и найдут для себя новые смыслы. Но привлечь новых читателей не удастся. Скорее, они откажутся брать в руки не только этот роман, но и все другие, более известные произведения Александра Исаевича. Опасность подобного "сериальства" в том, что, привыкая получать готовую, разжеванную и стерилизованную информацию, люди перестают думать. Это навязанное заблуждение, что любая экранизация литературы ее популяризирует. Отбивая любовь к чтению, молодежь вводят в состоянии атрофии некоторых отделов головного мозга. А это процесс малообратимый.

Есть еще одна угроза, к которой приводит погоня за сериальными рейтингами. Кто становится героем для зрителей романа Солженицына? Дипломат, который стал предателем родины, и ученый, который отказывается помогать государству под девизом "чем хуже власти, тем лучше мне". О каком воспитании патриотических чувств можно вести речь? Кстати, лагерная тематика становится чуть ли не главной на нашем телевидении. Сериалы "Зона", "Штрафбат" и тому подобные создают весьма специфический фон. На нем даже жулик Бендер смотрится весьма невинно. Может, теперь он и достоин не смерти от руки сообщника или заслуженного ареста, а свадьбы с намеком на "happy end"?