ДАЙТЕ МАРАФОНЦУ ДОСТИЧЬ ФИНИША

"Литературная газета" №7-8
22.02.2006
Леонид Павлючик

Надо ли критику бежать впереди фильма?

...
Более драматично, на мой взгляд, развивался сюжет с телефильмами "В круге первом" и "Золотой теленок", поставленными в эфире практически в параллель. Об этом много писали: Первый канал бравурной экранизацией культового романа Ильфа и Петрова попытался подставить подножку своим конкурентам с канала "Россия", дерзнувшим в эпоху всепроникающей, как ржа, попсы (в том числе и попсы киношно-телевизионной) перенести на экран многоплановый, многослойный роман Александра Солженицына, погружающий зрителей в ад сталинской шарашки.

Симпатии телекритиков оказались в этой ситуации, ясное дело, на стороне второго канала. Что сказалось на оценке не только данной конфликтной ситуации, но и, увы, самих телефильмов. "Золотого теленка" в постановке 26-летней дебютантки Ульяны Шилкиной по первым двум сериям фильма буквально разнесли. Первую в нашем кино экранизацию Солженицына в постановке Глеба Панфилова тут же вознесли. Между тем рахитичный "Золотой теленок" где-то с третьей серии худо-бедно встал на ноги и вполне бодрыми шажками потрусил к финалу. Да и Олег Меньшиков к середине фильма разыгрался. А телефильм "В круге первом", начавшись мощными сценами в шарашке и в кабинете Сталина, порадовавший незаурядными актерскими работами Евгения Миронова, Игоря Кваши, Романа Мадянова, Андрея Смирнова, где-то к середине стал вдруг "провисать". Обнаружилась рыхлость драматургии, излишняя традиционность кинематографического письма. Фильм своими неспешными ритмами, камерными мизансценами, пространными диалогами порой напомнил мне хорошо разыгранный телеспектакль, а может быть, и театр у микрофона. И если бы не эмоционально волнующая финальная серия, вытянувшая фильм, можно было бы говорить о творческой неудаче Панфилова.

Словом, телефильм "В круге первом" при внимательном рассмотрении оказался не так уж хорош. А "Золотой теленок" не столь уж плох. Казалось бы, после окончания демонстрации фильмов пришло время для анализа, для более точных и взвешенных оценок – такой разговор, кстати, состоялся в "Литературной газете". Но в ежедневных изданиях приговор уже свершился заранее. Авторы этих газет бодро отписались по первым сериям и побежали дальше. Почти никто из рецензентов так называемых центральных изданий назад не отыграл, на изменившуюся ситуацию заново не взглянул. Я их понять могу: торопливость оценок признавать не хочется – ни им самим, ни тем более их изданиям. Вот только молодого режиссера "Золотого теленка", изруганного с чрезмерной и неоправданной жестокостью, лично мне жалко. Да и с истиной, которая для журналиста должна быть дороже всего, как быть? ...