ВОЗВРАЩЕНИЕ НА КРУГИ СВОЯ ЗАПОЗДАЛО...

Газета "Невское время"
16.02.2006
Сергей Ильченко

Канал "Россия" представил премьеру сериала по роману Солженицына "В круге первом"

Сериал режиссера Глеба Панфилова "В круге первом" стал вообще ПЕРВОЙ экранизацией произведений Солженицына в России.

Все эти обстоятельства, несомненно, подогревали интерес к премьере сериала, который в первый день показа собрал у телевизоров более трети аудитории всей смотрящей ТВ российской публики. Далее же начались те странности, которые заставили в очередной раз задуматься о принципах нынешних телеэкранизаций и о том, ЧТО в них становится важным и главным для тех режиссеров, которые берутся за столь рискованные проекты.

Наивно предполагать, что Глеб Панфилов незнаком с законами восприятия телезрелища. Но в случае с "Кругом первым" он оказал серьезное сопротивление принятым нормам показа, ограничив каждую серию фильма сорока минутами. Что в сочетании с неспешным и подробным экранным повествованием создало поразительный эффект: мы никуда не спешили, подчиняясь обстоятельному рассказу истории. Однако когда по экрану начали плыть титры, то вдруг ощущали некую несправедливость: вроде бы прервали просмотр там, где должна была бы начаться интрига. Ан нет. Детективность, присущая сюжету текста первоисточника, сведена авторами сериала к минимуму.

Взамен детектива Панфилов, вслед за Солженицыным, предлагает зрителям наблюдать за спорами научных "зэков" в Марфинской "шарашке". Этот микромир получается настолько благостным и радостным, что как-то теряется доверие к самим героям, которые упорно рассказывают друг другу, как они внутренне страдают. Пожалуй, единственный раз это страдание прорывается в блестяще поставленных и сыгранных сценах свиданий с женами (лучшие здесь, конечно, Галина Тюнина и Инна Чурикова).

Странное ощущение некой сказочности происходящего и поведения "зэков" в "шарашке" обратило мой взор на тех, кто этих "зэков" охраняет. И оказалось, что характеры сотрудников МГБ выглядят на экране гораздо интереснее, жизненнее, весомее, драматичнее. Чего стоит один эпизод разноса, который устраивает министр Абакумов (Роман Мадянов) своим подчиненным! И над всей этой системой царит Сталин, которого ненавидит всеми фибрами души Солженицын и которого попытался оживить в какой-то степени Игорь Кваша с помощью режиссера Панфилова.

Судя по тому, как долго и придирчиво выбирали исполнителя роли Нержина и согласовывали кандидатуру Евгения Миронова с автором романа "В круге первом", этот характер следует воспринимать как alter ego нобелевского лауреата. Дело дошло даже до того, что в финале на экране воспроизводится фото Нержина-Миронова, "замаскированное" под известный лагерный снимок самого Солженицына. А параллельно идут титры, обозначающие этапы биографии писателя, как будто именно он и есть Нержин. Панфилов, видимо, намеренно смешал реальность и вымысел.

В своей книге Солженицын пытался выстроить текст по всем законам жанра, сочетая, как Достоевский, лихо закрученную интригу с дискуссией о смысле жизни и того, что происходит с героями. Только вот в основе интриги романа Александра Исаевича лежит неправедный поступок дипломата Володина (Дмитрий Певцов), совершающего, по сути дела, предательство против своей же Родины. И от внезапного осознания этого факта, который приходит именно во время просмотра сериала Глеба Панфилова, рушится доверие и интерес ко всему остальному, что ты видишь на экране. Не говоря уже о том, что в 1949 году, когда, согласно титрам, происходит действие романа и фильма, у Советского Союза уже было ядерное оружие, а секреты американской атомной бомбы были получены нашей разведкой гораздо раньше.

Так ложная изначальная посылка текста первоисточника подрывает доверие ко всему остальному, и зрительское внимание удерживает лишь изумительно рассчитанный ритм сериала, акцентируемый музыкой Владимира Бибергана, да некоторые яркие актерские работы. Зато вводит в некий психоделический транс вскрывшаяся при просмотре сериала-экранизации подсознательная назидательность романа и указующий перст Александра Исаевича. Все, что говорят его герои, и те мысли, которые он сам излагает в комментариях "от автора", кажутся бесспорными. Но большинство из той суммы идей уже было озвучено в конце 1980-х годов во время перестройки с почти маниакальной жаждой ее "прорабов" срывать все и всяческие маски. Вот тогда бы и поставить Глебу Панфилову нынешний фильм!

Похоже, что и нынешняя телеверсия романа Солженицына оказалась запоздалой. Достанет ли у нового поколения зрителей и читателей желания и сил разобраться в тех нравственных вопросах, которые мучили Александра Исаевича полвека назад и не "отпускают" его сегодня? Если они все-таки возьмут в руки его роман, то можно сказать точно: фильм был снят не зря.