ВСЕ МЫ "В КРУГЕ ПЕРВОМ"

Газета "Томский вестник"
17.02.2006

Проза Солженицына в каждом кадре оказалась необыкновенно правдивой

Канал "Россия" с конца прошлого года определяет тему застольных разговоров. Сначала это было обсуждение фильма Владимира Бортко "Мастер и Маргарита", теперь – "В круге первом" Глеба Панфилова. В обоих случаях в основе фильма – романы ХХ века. Случай с Солженицыным особый: экранизация, а не "по мотивам". Пока показывали фильм, люди разных профессий, разного уровня образования, разных возрастов и социального положения даже при случайной встрече спрашивали друг друга: "Смотришь? Ну, как тебе?" "Томский вестник" тоже задал свой "как вам?" томичам.

Андрей Сидоров, актер, председатель Томского отделения Союза театральных деятелей:

— Моя первая встреча (заочная, конечно) с Солженицыным произошла в 1986 году. В Хабаровске. Я служил на радиостанции засекреченного командного пункта полка связи ВВС. Мы как раз и занимались шифрацией голосовых сообщений. Когда в эфир не слова, а абракадабра выходила. А на другом конце принимают эту лабуду и прогоняют через шифр, и вновь получается нормальное смысловое сообщение.И вот в тот момент в полковой библиотеке я взял затрепанный журнал "Новый мир". Как он попал на "точку"? Бог его знает. Большинство из тех, кто служил в нашей части, об Александре Солженицыне толком ничего не слышали и вряд ли читали. Прочитал – впечатление колоссальное. Правда, тогда затронула не тема репрессий, а "техническая" сторона. Вот, думал я тогда, когда начали колдовать и мудрить над тем, чем мы сегодня занимаемся. И даже испытал гордость, что служу в таких войсках, было ощущение, что причастен к изобретению. И стал своим ребятам рассказывать, что есть такой мужик, зовут Александр Солженицын, и стал пересказывать роман. И когда стал пересказывать, тогда и дошло, ЧТО написал Солженицын. А меня сразу зауважали, выбрали комсоргом полка.

Но если бы я прочитал "В круге первом" дома – это была бы другая история, и, может быть, она меня бы так сильно не тронула.

И уж совсем другая история случилась бы, если Глеб Панфилов снял бы раньше лет на десять. Но какие-то фрагменты и сегодня продирают до костей.

Вот эпизод: к министру Абакумову приходит заключенный – герой Андрея Смирнова, и на вопрос, когда прибор будет готов, честно отвечает: лет через 5, а не к 21 января или 1 Мая. А его достойное поведение?! Сел. Спокойно разговаривает, уверенный тон. "А мне терять нечего", – отвечает он на замечание Абакумова "почему сели?". Наверное, когда человеку терять нечего, то он способен на определенные поступки. Готов к ним.

Как актер вижу, как существует в кадре генерал-полковник Абакумов – Роман Малдянов: страх перед сильным и власть над униженным и растерянность перед человеком, который не подчиняется, сопротивляется. Потрясающе сыграно. Панфилов снял вечную историю. Что это значит? Что человеческие отношения не меняются. Человек всегда делает выбор. Вот дадут приказ: сделать область перспективной, и наши руководители возьмут под козырек. И будут в кратчайшие сроки добиваться выполнения задачи. Чтобы отрапортовать. И только человек, свободный в своих мыслях и поступках, не будет торопиться говорить: "Есть!". А таких людей у нас – по пальцам перечесть. Мы же все по большому счету конформисты. Как только человек начинает зависеть от кого-то, он теряет свое достоинство. Нельзя выгоду ставить во главу угла в человеческих отношениях. Наш мир можно перевернуть, если будет больше людей, которые будут брать на себя ответственность. Вот на такие мысли наводит фильм.

Вадим Макшеев, писатель, из семьи репрессированных:

— Неровный фильм. Некоторые части трогают душу, тревожат. Потрясающая серия о встрече с женами. Но когда герои Марфинской шарашки начинают вести разговоры о "высоком", возникает ощущение литературности. Эти разговоры не воспринимаются как диалоги людей, которые жили, работали в той обстановке. Ведь в жизни люди говорят проще. И думают проще. Рассуждения солженицынских героев напоминают мне шолоховский роман "Они сражались за Родину", там тоже разговоры были слишком литературно сделаными. Нет ощущения жизни. А оно возникает через детали. И кажется, в разговорах начальников с зэками слишком много вежливости. И никогда они не были столь высокообразованны.

И при всем при этом фильм сделан. Смотрел каждый вечер. Жаль, что серии короткие. И хорошо, что нет рекламных перебивок. Наверное, сам Солженицын просил.

Виктор Свинин, историк, политобозреватель:

— Фильм производит исключительно сильное впечатление. Незадолго до начала показа я освежил в памяти роман. С фильмом Глеба Панфилова нет расхождений. Да и могли ли они быть, если сценарий писал сам Солженицын? Но кто не читал роман, а смотрит фильм, он все равно составит адекватное представление о проблематике романа, идейном содержании. Очень точно переданы детали эпохи, приметы быта. Очень большую роль в создании атмосферы играет музыка. В песнях, шлягерах передано общее настроение, фон эпохи.

Гигантское впечатление произвел подбор актеров. Я не говорю о Евгении Миронове, по слухам, на роль Глеба Нержина его выбрал сам Солженицын. Но и актеры второго и третьего плана играют потрясающе. Нет сделанности какой-то, нет фальши, "швы" не давят. А Михаил Кононов – бесподобен! На мой взгляд, это лучшая его роль. Или возьмите Семена Фурмана, комедийного плана актер, а смотришь фильм и начисто забываешь о его амплуа.

Глеб Панфилов снял фильм о выборе. О выборе, который должны сделать люди в условиях террора. Каждый. Один не согласен, чтобы благодаря его изобретениям сажали других людей, а другой понимает задание как работу на благо Родине.Как человек послевоенного поколения, могу сказать, что разговоры о смысле жизни всегда велись среди людей интеллигентных. Может быть, из-за того, что в фильме много таких разговоров, а действия мало, и серии-то короткие.

Лыко в строку

Для Александра Солженицына – это первый опыт сценариста. Написать сценарий по своему роману нобелевского лауреата уговорил Глеб Панфилов. Он же уговорил читать закадровый текст. Поначалу Солженицын отказывался. "Прошло несколько месяцев, прежде чем удалось изменить его решение, – признался Глеб Анатольевич на пресс-конференции перед началом демонстрации фильма, – и это большая удача: никто так точно и тонко, как автор, не передаст интонацию".

Евгения Миронова в роли автобиографического героя предложил Солженицыну все тот же Глеб Панфилов. И Солженицын, вручавший актеру награду "За проникновенное воплощение образа князя Мышкина на экране" от имени своего Фонда, согласился. Съемки фильма прошли быстро, с сентября 2004 года по май 2005-го. Съемки велись в павильонах "Мосфильма", в Звенигороде, в Москве и на Валдае, где выстроили дачу Сталина.

Еще во время съемок Панфилов не раз признавался, что "проза Солженицына – потрясающей глубины и правды, она требовала глубокого разговора со зрителем. Это уровень сложности Толстого, Чехова. Ему трудно соответствовать, тем более что неизбежно приходится от чего-то отказываться, ведь у нас не постраничная иллюстрация, а кино". Режиссер планирует выпуск в кинотеатральный прокат одноименного фильма, но по собственному сценарию.