СОЛЖЕНИЦЫН БЕЗ ФАЛЬШИ

utro.ru
30.01.2006
Игорь Камиров

Верный новым традициям, канал "Россия" показывает очередной знаковый для отечественного телевидения сериал в воскресном прайм-тайме. Вначале – без рекламы, блоком в две серии, демонстрируя тем самым особую значимость этой работы для всего сообщества: как телевизионщиков, так и зрителей.

Я не знаю, сможет ли фильм Глеба Панфилова соперничать по рейтингу с уникальным (пока) по зрительскому интересу "Мастером и Маргаритой" Владимира Бортко, но несомненно, он уж точно не уступает предновогоднему триумфатору в профессионализме.

Интерес, безусловно, подогревается не только тем, что, как и в случае с "МиМ", перед нами первая экранизация произведения живого классика, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, вписавшего свое имя золотыми буквами в историю мировой литературы. И даже не тем, что человек-легенда Александр Исаевич Солженицын тут самолично автор сценария и читает закадровый текст своим замечательным голосом мудреца. Самое интересное в том, что на фоне русского сериального бума перед нами, пожалуй, впервые предстают авторы, находящиеся в абсолютной оппозиции как к советскому прошлому, так и к "демократическому" настоящему страны.

Это не экранизация, сделанная молодняком, в глаза не видевшим репрессий, и не вольные фантазии невесть кого на "сталинскую" тему, коими регулярно снабжают жадную до сериалов публику второстепенные авторы. Тут знаковые для литературы и российского кинематографа фигуры слились в творческом порыве. При советской власти подобная акция была предпринята с романом "Тихий Дон", правда тогда это был гигантский по бюджету госпроект, который возглавил самый крупный на тот период киномастер Сергей Герасимов.

Глеб Панфилов, чье мастерство вряд ли уступает автору шолоховской эпопеи, снимает теперь крайне редко, а уж тем более многосерийные фильмы. И надо сказать, рука мастера чувствуется сразу же. В первую очередь это сказывается на подборе актеров и работе с ними. Чем обычно отпугивает зрителя само понятие "сериал"? Все понимают, что в отличие от большого кино, тут качество в обратной пропорции к числу эпизодов. По-настоящему крупные фигуры в кино чураются многосерийности, поскольку отвечают за каждый план в фильме своей репутацией.

Кто может "замахнуться" на живого классика, легенду, тем более – привлечь его к работе? Только человек, чьи фильмы видели все, в том числе (в этом нет сомнения) и сам великий писатель. Оправдывая высокую честь, Панфилов гарантирует уровень – что легко можно было заметить практически в каждом кадре двух первых серий.

Безусловно, главным героем, практически бенефициантом пролога стал замечательный актер Роман Мадянов. Его Абакумов, шеф сталинского МГБ тех времен, о которых повествует роман "В круге первом" (1949 год), сыгран выше всякой критики.

Сцены со Сталиным для меня всегда были лакмусовой бумажкой качества любого кино или текста про тот период. В советских фильмах вождь изображался подчеркнуто корректно, дико картонно или совсем уж карикатурно-возвышено. В перестройку и позже, живописуя тирана и, особенно, отношение к нему подчиненных, выпускники киноВУЗов реактивно изгалялись, либо хлопая Усатого по плечу, либо откровенно глумясь. И вот впервые, по крайней мере в телевизионном фильме, глядя, как у Абакумова на лбу выступает пот и дрожат руки, я поверил в систему Станиславского. Тем, кто читал Солженицына, и в романе памятны эти сцены со Сталиным. Тем более ярко они выглядят в исполнении по-настоящему хороших актеров.

Вообще тема взаимоотношений высших чекистов и зэков в прологе фильма стала основной, затмив главных героев в исполнении Певцова и Миронова. И даже не зная, что будет дальше, одна эта тема могла бы претендовать на полноценное кино. Великолепный эпизод с Андреем Смирновым в роли старого зэка-инженера на приеме у министра, которому непроизвольно веришь просто из-за того, что этот текст написан свидетелем и участником подобных сцен, столь же точно монтируется со следующим за ним разносом, устроенным всесильным Абакумовым своим наложившим в штаны подчиненным. Размазывающий юшку по лицу кум-полковник, отчаянно врущие, чтобы спасти свои несчастные шкуры, начальники "шарашки" в генеральских погонах – все это говорит о том, что в фильме нет второстепенных ролей. Вспоминается "Семнадцать мгновений весны", где непонятно, кто круче – Штирлиц или Мюллер...

Конечно, всегда есть к чему придраться, однако мои претензии в данном случае скорей к видеоряду. Ну не могут наши современные художники точно воспроизводить эпоху, если не работают над этим долгие годы, как Герман-старший. Времени много прошло. Разучились. Прически, костюмы, манеры у массовки, даже откормленные морды зэков в эпизодических ролях – все говорит о том, что полвека хорошей жизни напрочь вычеркнули из памяти ту жуткую эпоху. Даже арестантские робы Миронова и Стычкина были как будто из джинсовой ткани. Но это все мелочи.

Факт остается фактом – на гостелевидении (особенно на втором канале) все чаще задумываются о настоящем качестве кино. Причем не только в техническом плане – этим уже никого не удивишь, были бы деньги, – а и в идейном. "Идиот", "Мастер и Маргарита"... Теперь вот – мощная реклама многотомному труду Солженицына. Его ведь тоже кинутся раскупать, как недавно Булгакова. И пусть не в таком количестве, пускай не сметут все собрания сочинений с прилавков (учитывая, что тут ставится и далеко не самая лучшая его вещь, практически первый роман, и вовсе не тот, что его прославил), все равно – на фоне сценарного идиотизма подавляющего большинства наших мыльных опер солженицынский опус вызывает забытое чувство глубокого удовлетворения. К нему примешивается законное чувство гордости за то, что еще при жизни автора романа в фильме одного из крупнейших киномастеров страны отметилось впечатляющее число актеров – звезд российского кино.

Если хотя бы иногда продюсеры будут отдавать силы и средства на подобные проекты, мы простим телевизионщикам всю ту ботву, которой они пичкают нас с Утра до вечера.