РАДИОСТАНЦИЯ "ЭХО МОСКВЫ": ПЕРЕДАЧА "ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА"

echo.msk.ru
04.02.2006
Ксения Ларина

Гость: Ирина Петровская

...


ЛАРИНА: "Начали смотреть "В круге первом". Все чисто, приглаженно, ни соринки, ни пылинки. Складывается очень странное впечатление от разговоров. Пришла мысль в голову, что это – Достоевский для бедных", – считает Алла. Ну, это вот что увидела, то прочитала.

ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю, я даже, честно говоря, эту мысль не особенно уловила – какой Достоевский для бедных. Это Солженицын, это роман "В круге первом". Что там чисто и приглаженно? Да, никто и не скрывает, что это круг первый – то-есть, высший по сравнению с теми кругами ада, в которых находились миллионы людей в нашей стране. Прочитайте роман, может быть, Вы поймете, что это не Достоевский, а Солженицын, не для бедных, а для тех, кому интересно вообще читать и думать. Потому что он сложный роман. Там, в общем, как мне кажется, главное, что есть в этом романе, хотя он, с точки зрения литературы выстроен... у Солженицына, в общем, не очень много – это я совершенно его не умаляю – но вот именно литературных произведений, таких вот, которые можно говорить не как о публицистике, а как о литературе. И "В круге первом" – из этого ряда. Но там основное, как мне кажется, заключается в этих философских спорах, которые ведут главные герои – и Глеб Нержин, и Лев Рубин. А Лев Рубин, он списан со Льва Копелева – известного германиста, который давно уже уехал на Запад. И т.д., и т.п. Поэтому мне кажется, проблема "В круге первом" только в одном заключается – не в том, там ничего не приглажено абсолютно, а, наоборот, трагичнейшие есть эпизоды и сцены, – в том, что он требует вдумчивого, очень внимательного смотрения. Внимательного смотрения, вникания в мысли, а не просто вот это бегом, галопом по сюжету.

ЛАРИНА: Картинки смотреть.

ПЕТРОВСКАЯ: Как таковой сюжет, как мы видим – даже просто потому, что все эти серии укладываются всего лишь в три дня перед Новым годом 1949-го года – вот в то время, за которое мы, собственно говоря, и наблюдаем развитие истории наших героев, и потом их отправляют уже в другие круги ада. Именно потому, что они делают свой выбор. И в этом тоже огромное значение этого романа – как люди в разных ситуациях, и почему, и как, и какой делают выбор, зная прекрасно, что их ожидает. И поэтому, если возвращаться к этому идиотскому контрпрограммированию – "Теленку", который вставлен практически в эти последние 15 минут, когда у человека, зрителя получается только один выбор: что нужно либо скакать, кому хочется смотреть оба сериала, либо досматривать здесь, либо, наоборот, прерываться, – так вот, мне кажется, что вредность вот этого шага, контрпрограммирования (возвращаясь к нашему спору на прошлой неделе), в том еще заключается, что отвлекается некоторое количество людей от романа "В круге..." и от сериала, и от фильма...

ЛАРИНА: Да хрен с ними. Те, кто отвлекается, мне их не жалко.

ПЕТРОВСКАЯ: А мне жалко.

ЛАРИНА: Да ну, перестань.

ПЕТРОВСКАЯ: Потому что, ну, действительно ведь мы отвыкли некоторым образом вдумчиво смотреть.

ЛАРИНА: Тот, кто отвлекается... Ир, подожди, опять сначала начнем. Тот, кто отвлекается от смотрения сериала "В круге первом", тот уйдет на "Золотого теленка", на золотого пеленка – на кого угодно. Понимаешь? Это не мешает.

ПЕТРОВСКАЯ: Ну, а, может быть, некоторое количество людей задержались бы, не будь у них вот такого выбора.

ЛАРИНА: Да ну. Некоторые, я думаю, что смотрят прекрасно эту...

ПЕТРОВСКАЯ: И, кстати сказать, мне вчера еще звонили с одного радио и просили прокомментировать вот это некоторое падение рейтингов, вот эта динамика, которая говорит о том, что все-таки меньше зрителей по сравнению с премьерными сериями, с первыми сериями. И мне кажется, что, ну, в принципе, ничего в этом страшного нет, потому что тем не менее цифры все равно нормальные. И это значит, что вот это количество людей все-таки интересуется и историей. А это же не только история – это та самая история, которая у нас, к сожалению...

ЛАРИНА: ...продолжается...

ПЕТРОВСКАЯ: ...часто имеет склонность: а) продолжаться и б) повторяться.

ЛАРИНА: Можно, я – поскольку мы уходим на новости, просто хочу тебе одну телеграмму прочитать, которая меня еще раз убедила в том, что нужно делать отдельную программу про этот сериал, про этот фильм. "Понравился сериал "В круге первом". Вот какой порядок в стране нам нужен сейчас: вся интеллигенция занимается делом, а не болтовней. Предателя Володина ненавижу", – вот такие замечательные... аудитория, которая смотрит фильм. Каждый видит то, что он хочет видеть. (Смеется.)

ПЕТРОВСКАЯ: А действительно ведь – ноу-хау прекрасное: собрать всех в одном месте, строем чтобы ходили, боялись бы. Супер. Конечно. А производительность будет какая научной и творческой мысли!

ЛАРИНА: Сплошные открытия.

ПЕТРОВСКАЯ: Да, да, если под страхом смерти...

ЛАРИНА: Сейчас телефон включим. Возвращаясь к солженицынскому роману, вот Ира правильно сказала по поводу того, что иное кино отбивает всякую охоту книжку читать. Так вот, первое, что я сделала – я открыла книжку и сейчас читаю параллельно с фильмом, получаю, конечно, такое наслаждение. Просто здорово. Так погружаешься.

ПЕТРОВСКАЯ: Я тоже собираюсь, потому что я выяснила, что я совершенно забыла эту линию дипломата Володина.

ЛАРИНА: Я тебе скажу больше, я уже признавалась, поэтому, чтобы не думали, что я сейчас буду прикидываться, что я такая всезнайка – я не читала этот роман. Я впервые его читаю. И такое вообще удовольствие получаю. И мне очень нравится, кстати, что он писал сценарий же сам, Солженицын. И он, конечно, изменил – очень правильно, что он изменил форму романа, потому что у него все кругами идет, так погружаясь в каждого персонажа, а здесь так мозаично выстроено все – параллельные судьбы героев. И я так понимаю, что он это делал специально и сознательно, чтобы успеть хотя бы хоть как-то охватить максимально все сюжетные слои романа. Но ты начала говорить про Володина.

ПЕТРОВСКАЯ: Вот я говорю, что я почему-то не могу вспомнить. Я помню прекрасно, что был такой дипломат и что он в конце-концов оказывается на Лубянке и все, но я... память почему-то не сохранила, что это был звонок именно в американское посольство...

ЛАРИНА: ...посольство...

ПЕТРОВСКАЯ: ...и по поводу атомной бомбы. И тут есть какая-то... нелогичность. Не знаю, как там. Надо посмотреть, как это было в романе. Что-то меня здесь напрягает. Я не понимаю.

ЛАРИНА: Нет, атомная бомба была в романе.

ПЕТРОВСКАЯ: Да? Ну, значит, почему-то эта у меня линия не запомнилась.

ЛАРИНА: Точно по тексту весь диалог в телефонной будке с представителем американского посольства, который в фильме был показан, точно по тексту. Ни буквы не потеряно. Кстати, тогда, может быть, стоит сказать про актерские работы? Очень мне нравятся и Женя Миронов – молодчина, взрослая роль очень, которая ему очень идет, очень нравится Певцов...

ПЕТРОВСКАЯ: А какой фантастический Андрей Смирнов!

ЛАРИНА: Андрей Смирнов – ну, он еще чувствует очень эту тему. Кожей.

ПЕТРОВСКАЯ: Чувствует, да, ну, сыграно замечательно. Инна Чурикова.

ЛАРИНА: Роман Мадянов – блестяще!

ПЕТРОВСКАЯ: Роман Мадянов, да. Игорь Скляр.

ЛАРИНА: Скляр.

ПЕТРОВСКАЯ: На мой взгляд, просто действительно целая плеяда, не знаю...

ЛАРИНА: Девочки хорошие, которые уже появились, – и Галя Тюнина, которая играет жену Глеба Нержина, и молодая актриса, которая – я даже не запомнила фамилию, которая играет вот Симочку – девушку, которая возлюбленная Глеба здесь, на шарашке. Ну, много очень. Даже жалко кого-то если забудем. Много. Ну, кстати, по поводу вот все-таки... вопросы. Вот как-то Кваша мне показался опять же... излишне все это было театрально.

ПЕТРОВСКАЯ: Пожалуй, да. Но...

ЛАРИНА: Мне кажется, даже выбивается из стиля, из стилистики фильма.

ПЕТРОВСКАЯ: Единственное, что Сталин здесь все-таки не главное действующее лицо.

ЛАРИНА: И слава Богу.

ПЕТРОВСКАЯ: И слава Богу, действительно. И поэтому как-то уже он и подзабылся. Насколько я понимаю, он там еще появится, может быть, пару раз. Да, ну, это всегда проблема все-таки – вот воплощение...

ЛАРИНА: Очень хочется многое вложить в это, понимаешь?

ПЕТРОВСКАЯ: Именно, да. Хотя вот такой особой карикатурности, которую многие заметили, я не увидела.

ЛАРИНА: Театральность, я бы так сказала.

ПЕТРОВСКАЯ: А театральность, да, да, вероятнее всего. Это именно это слово.

ЛАРИНА: Ну, что, давай послушаем телефон – наш номер 783-90-25 для тех, кто живет в Москве, и 783-90-26 – для тех, кто живет не в Москве. Что мы еще пропустили? Может быть, какую-то передачу или тему, которую вы хотели затронуть в нашем телевизионном разговоре. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Григорий.

ЛАРИНА: Да, Григорий.

ГРИГОРИЙ: Я вот, знаете, смотрю этот фильм – шарашка там показана, и, например, сравниваю с обстановкой, людьми, которые работают в олигархических структурах. Так они более твари дрожащие сейчас, чем там показано. Так что я считаю, что вся страна сейчас – шарашка.

ЛАРИНА: Да?.. Ну, может быть...

ГРИГОРИЙ: Спасибо.

ЛАРИНА: Не готова к такому спору.

ПЕТРОВСКАЯ: Да вот там-то как раз... я не знаю, я слабо очень знакома с обстановкой в олигархических структурах...

ЛАРИНА: С олигархическими структурами?

ПЕТРОВСКАЯ: ...и насчет тварей дрожащих в этих структурах ничего сказать не могу. А в шарашке минимум тварей-то дрожащих. Именно вся значительность этого вот круга ада, что там очень достойные в большинстве своем люди. И даже в этих своих крайне стесненных и тяжелых обстоятельствах они вовсе не твари дрожащие. И это как раз убеждает в том, что все-таки если не есть люди, то были люди в наше время, и, в общем, каких людей в первую очередь и уничтожали-то. Вот в чем ужас. Это же и есть как раз тот самый генофонд, о котором мы бесконечно говорим, о том, что он был намеренно уничтожен разными способами ужасными. И поэтому вот перекличка сейчас вот есть, дискуссия в связи с тем, что наши парламентарии отказались подписать вот эту декларацию, или как она называется, – ПАСЕ...

ЛАРИНА: Резолюцию.

ПЕТРОВСКАЯ: Резолюцию, осуждающую преступления тоталитарных режимов. ...

ЛАРИНА: Опять же, возвращаясь к актерским работам, очень просят наши слушатели многие отметить изумительную игру Михаила Кононова в эпизодической роли "В круге первом". Он играет здесь Спиридона, по-моему, дворника.

ПЕТРОВСКАЯ: Да, Спиридона, я даже не сразу его, честно говоря, узнала.

ЛАРИНА: Великолепно, действительно. Вообще это событие, поскольку это возвращение замечательного артиста на экран. И я соглашусь. Я бы еще отметила и Дмитрия Певцова, у которого не так много ролей по-настоящему глубоких и важных, в его, во всяком случае, экранной жизни. Мне кажется, что эта работа здесь, она очень интересная и необычная для него. И Оля Дроздова мне понравилась. И вообще мне нравится здесь все. Я люблю такое.

ПЕТРОВСКАЯ: И вообще вот эта атмосфера номенклатурной семьи, мне кажется – я тоже – я не очень хорошо с такой атмосферой этих семей знакома, но вот по ощущению такого изобильного благополучия, самодовольства, и ты прекрасно знаешь, что вот сейчас и по этой семье ударит. Там, кстати, жена Караченцова играет жену прокурора-то.

ЛАРИНА: А-аа, Поргина. Да-да-да.

ПЕТРОВСКАЯ: Людмила Поргина. И, кстати, очень такое – мне кажется, тоже очень типажно верно.

ЛАРИНА: Ну, давай еще успеем принять несколько звонков. 783-90-25 – Москва, 783-90-26 – для тех, кто живет не в Москве. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Михаил Николаевич из Ленинграда, из Петербурга. Я, вы знаете, по поводу фильма "В круге первом". Но я сейчас думаю, действительно, не будем обсуждать. Я просто хотел к вам обратиться с Ириной, вот, во-первых, в связи с этим эпизодом насчет атомной бомбы. Это не только текстуально также в романе есть, но это также есть еще более подробно описано... это было на самом деле, и это очень подробно описано у Льва Копелева в книге "Утоли моя печали".

ЛАРИНА: Спасибо, Михаил Николаевич.

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ: И вот Вам, Ксения, я очень советую, сейчас вот, раз Вы читаете "В круге первом", Вы достаньте, пожалуйста, эту книгу Копелева...

ЛАРИНА: Да, я записала "Утоли моя печали".

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ: ...и параллельно читайте. Это замечательно интересное чтение.

ЛАРИНА: Спасибо Вам большое. ...

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Наташа. Я звоню из Петербурга, но вообще я москвичка.

ЛАРИНА: Ну, давайте, Наташ, говорите. ...

НАТАША: Вот "В круге первом" – потрясающая работа Мадянова, Смирнова. Но вот Миронов – он, конечно, хороший актер, но, извините, здесь должен быть человек совершенно другой породы, другого взгляда, глаза другие, все другое. Просто...

ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот просто любопытно – какой для Вас...

НАТАША: Это просто его неудача.

ПЕТРОВСКАЯ: Подождите, Наташ. Просто имея в виду актеров, которые сейчас играют, вот кто для Вас был бы идеальным для исполнения роли Глеба Нержина? Какой тип, нам хотелось бы понять?

НАТАША: Я даже не могу сейчас вот это сказать. Это может быть совершенно даже неизвестный актер. Но здесь должна быть глубина. Даже вот Смирнов, если бы играл, ну, не знаю, типа Смирнова даже актер, вот такого уровня, какого-то внутреннего такого взгляда. Нельзя хвалить Миронова постоянно. Потому что здесь это вот просто буквально все... Я, кстати, актриса...

ЛАРИНА: Наташ, прекратите заниматься ерундой. Не надо мне рассказывать, кого нельзя, кого можно.

НАТАША: Я согласна с Ириной абсолютно по поводу, например, Меньшикова. И вообще она очень умная и более точно говорит. Ну, почему Вы оставили...

ЛАРИНА: Наташ, потому что мнение Петровской совпадает с Вашим, она Вам кажется более умной.

(Смеются.)

ЛАРИНА: Да?

ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно, да. Это тот самый случай.

ЛАРИНА: Правда? (Смеется.)

ПЕТРОВСКАЯ: Есть два мнения: одно правильное...

ЛАРИНА: Одно мое...

ПЕТРОВСКАЯ: Да, одно мое, а второе неправильное. Я совершенно не согласна по поводу Миронова. Мне кажется... Я тоже очень боялась, потому что мы вот с Ксенией даже и в некоторых театральных его работах наблюдали тоже определенные... тоже...

ЛАРИНА: Повторяемость...

ПЕТРОВСКАЯ: ...ну, так сказать, зачатки, вот это штампование и повторяемость собственных актерских приемов и эксплуатация обаяния определенного. Мне кажется, что в этой роли он вышел за эти рамки существенно. И это тоже большая удача. Тем более что он ведь должен был сыграть практически невозможное, как Мастер в "Мастере". Потому что это идеальный персонаж, это не просто альтер эго автора – Солженицына, а это его представление об идеальном человеке. Играть идеального человека намного сложнее, чем характерного или какого-нибудь откровенного злодея.

ЛАРИНА: А вот здесь получилось. И образ получился живой.

ПЕТРОВСКАЯ: И он не сыграл ангела с крыльями или какого-то иисусика, который все... вот именно иисусика – не подумайте, что я против главного героя всех времен и народов. Он сыграл именно очень цельного, очень свободного внутренне, очень зрелого человека. И, кстати сказать, если говорить о Смирнове, то он просто по возрасту на эту роль не подходил. Потому что 1949-ый год, это фронтовик, это, в общем, практически, ну, Александр Исаевич, которого тоже прямо с фронта, распечатав его письма фронтовые, взяли и поместили...

ЛАРИНА: Ну, вот там герою по книжке 30 лет. 31 год ему исполняется как раз вот в этот... в один из дней, когда происходит действие романа. А Жене 40 в этом году.

ПЕТРОВСКАЯ: Это правильно. Но вот сколько было Александру Исаевичу в 1945-ом году? Он, по-моему, 1918-го, что ли, года. Значит, ему тоже было едва-едва под 30, да? Я плохо очень считаю. Ну, короче говоря, во всех смыслах – и в возрастном, и в личностном, в человеческом, мне кажется, что Миронов удивительно справился с этой ролью.

ЛАРИНА: Молодец. Молодец.

ПЕТРОВСКАЯ: Очень, очень сложно, именно по той же самой причине, по которой очень сложно было сыграть Мастера.

ЛАРИНА: Он здесь нашел настоящий драматизм. И это так здорово за этим наблюдать – когда это не просто набор слов, когда человек хорошо говорит сложный, выученный текст. И за этим столько угадывается его собственных размышлений и собственного поиска его истины. И это тоже очень важный момент. Молодец Женя Миронов. Так что не слушай Наташу из Петербурга. Не надо. Все.

(Смеются.) ...