КОГДА БЕЗУМСТВУЕТ МЕЧТА...

Газета "Невское время"
09.07.2005
Сергей Ильченко

Состоялась премьера фильма Алексея Учителя "Космос как предчувствие"

Режиссер прибыл в родной город вместе со своей картиной как победитель. Жюри XXVII Международного кинофестиваля в Москве абсолютно единогласно присудило фильму петербуржца Гран-при. На премьеру собрались не только поклонники творчества известного режиссера, но и любители хорошего российского кино.

Перед премьерой, как и заведено в "Авроре", состоялась пресс-конференция, на которой Алексей Ефимович терпеливо и обстоятельно отвечал на вопросы журналистов, все пытавшихся понять: а о чем Учитель снял свою четвертую игровую картину? Дело кончилось вежливым отказом именинника комментировать собственное творение. Хотя, честно сказать, даже само название фильма – "Космос как предчувствие" – вызывает целый круг воспоминаний и ассоциаций. На том, видимо, и основывалось то ощущение единения в кинозале, которое позволило публике сопереживать увиденному на экране.

Церемония представления картины перед началом премьерного показа позволила собравшимся зрителям не только увидеть глаза в глаза самого режиссера, но и актеров его картины – Евгения Цыганова и Елену Лядову. Другой дуэт исполнителей – Евгений Миронов и Ирина Пегова – ввиду занятости не смог выбраться в Петербург. Зато он во всем блеске присутствовал на экране.

Пытаться пересказывать сюжет фильма "Космос как предчувствие" – все равно, что пытаться свести к алгебраической формуле мечту человека о счастье. Тем более, что герои фильма Алексея Учителя – неисправимые романтики, несмотря на скудость быта и жесткую прозу реальности, которая царит в северном приморском городке, где в конце 1950-х годов и разыгрывается история странных встреч и разлук. Местный балагур и спортсмен Виктор по прозвищу Конек знакомится с таинственным парнем по имени Герман. Они вместе занимаются боксом, вместе прогуливаются по злачным местам, вместе ухаживают за сестрами. В конце концов именно Герман становится тем человеком, который открывает жизнерадостному Коньку тайну о нескольких людях, якобы отобранных для полета в космос. Среди этой десятки, конечно, должен быть и сам Герман.

Потом, правда, выяснится, что будущий "космонавт" замыслил отнюдь не полет к звездам, а побег за пределы нашей Родины, но сила его характера и убежденность в правоте избранного пути заражают Конька, который начинает постоянно бредить космосом. Финал картины Алексей Учитель оставляет открытым: Конек вместе с одной из сестер отправляется с севера в далекий Кустанай, а Герман в буквальном и метафорическом смысле растворяется среди бушующих волн северного моря, плывя за иностранным судном. Все выглядит как мелодрама из жизни советских провинциалов кануна хрущевской "оттепели". При подобном стиле и развитии событий фильм "Космос как предчувствие" не стал бы столь пристальным объектом внимания кинопрессы и массового зрителя, как это случилось нынче.

Автор сценария картины Александр Миндадзе, известный по работе и совместному творчеству с режиссером Вадимом Абдрашитовым, на сей раз придумал финал, который мог родиться только у человека, который жил тогда, когда 12 апреля стало общим для всех праздником. Это был триумф мечты о покорении "пыльных тропинок далеких планет". Космос покорился не только Юрию Гагарину и Сергею Королеву, а целому народу и целой стране. Частичкой этого народа был и Конек, герой картины, и Герман, и их знакомые сестры.

Учителю удалось в своей картине передать атмосферу ожидания чуда, в которой жили советские люди и в столицах, и в провинции после того, как культ личности был разоблачен Хрущевым, а в космос был запущен первый искусственный спутник Земли. Казалось, что еще немного усилий и... наступит счастье. Но все оказалось не так просто. И по справедливому замечанию самого Алексея Учителя, тот рывок, который вся страна сделала вверх в день полета Гагарина, был истинным прорывом к свободе. "Есть две даты в сознании нашего народа, которые сыграли освобождающую роль, реализовали мечту простых людей, – комментировал свой фильм перед премьерой режиссер. – Это 9 мая 1945 года и 12 апреля 1961 года." С подобным утверждением трудно спорить, ибо, действительно, в эти даты произошло нечто такое, чего ранее никогда не бывало в истории нашего Отечества. Проще говоря, народ счастливо осознал себя единой нацией, которой под силу все на этой грешной Земле.

Сегодня, к сожалению, таких событий мы не найдем в новейшей истории России. Спасибо Алексею Учителю за то, что он вернул нам своим фильмом незабываемое ощущение связи времен и показал, что даже простой лейтенант может стать героем. Завершающие фильм документальные кадры московской встречи Гагарина в игровой картине сродни тем кадрам финала, которые всех поразили в "Белорусском вокзале". Там – Победа, здесь – первый человек в космосе, который перестал быть мечтой и стал реальностью.

Искренние аплодисменты зрительного зала после премьерного просмотра в "Авроре" – лучшее доказательство того, что фильм Алексея Учителя был воспринят душою и сердцем. Отныне он начинает свой нелегкий путь по российским кинотеатрам в окружении импортных боевиков и легкомысленных иностранных комедий.