РАДИОСТАНЦИЯ "ЭХО МОСКВЫ": ПЕРЕДАЧА "ЭХО КИНО"

old.echo.msk.ru
24.06.2005
Ведущая: Вита Рамм

Вчера в рамках просмотров конкурсной программы 27-го московского кинофестиваля состоялась мировая премьера фильма Алексея Учителя "Космос как предчувствие ".

Вчера была свидетелем, какой невероятной длины была очередь в кассу кинотеатра "Пушкинский", так что в Доме кино также ожидается массовый наплыв зрителей. Алексей Учитель сделал удачную попытку снять романтический фильм о временах, когда страна жила ощущением чего-то необычного, радостного, и, например, поиск на небе летящей звезды-спутника был гораздо важнее земного и привычного поцелуя. Из разных жанровых зарисовок зритель складывает мозаику приграничного портового городка – чайная с блатняками, ресторан, в котором парочки танцуют под песенку "Любимые глаза", а на столах борщ, котлетки. Их готовит один из героев фильма по прозвищу Конек. И если сумрачная атмосфера бараков, спортзала, велосипедные прогулки по набережной в тумане, выразительные лица в массовке, т.е. изобразительный ряд (оператор Юрий Клименко и художник – постановщик Вера Зелинская) – красив и убедителен, то кадровый вопрос, лично для меня, портил эмоциональный контакт с картиной. Конька играет Евгений Миронов, которому в следующем году будет 40! Гримом и пудрой еще можно сотворить юношеский румянец, но как скрыть умный, опытный взгляд артиста? И режиссеру показалось, что выход найден. Герой Миронова внешне омоложен на "чуть больше 30-ти" (цитирую Алексея Учителя). Исполнитель роли Германа Евгений Цыганов, 1979 года рождения (на 13 лет моложе Миронова!) – состарен также до "чуть больше 30-ти". И, да, случилось – Цыганов выглядит с Мироновым в одной возрастной категории. В итоге, на мой взгляд, получилась психологическая путаница. Ведь если воспринимать Конька по его реакциям, поступкам, по какой-то юношеской восторженности, подростковому упорству на ринге, восхищению и желанию быть похожим на таинственного нового жителя поселка Германа... словом, все в фильме мне подсказывает, что Коньку около 20 лет. Ну не смогла я поверить, что взрослый мужчина будет так слепо пытаться копировать повадки Германа в столовой и купаться вместе с ним в Северном море, и так далее. Мелкость, незрелость характера Конька хорошо оттеняет его возлюбленная красавица Лара (актриса Ирина Пегова), потому ее измена с Германом меня нисколько не удивила. И то, что к финалу Конек становится легчайшей добычей сестры Лары, Риммы (кинодебют Елены Лядовой) – уже не удивляет. С Германом вообще отдельная история. Как относится к нему режиссер, мне было сложно понять, особенно после попытки весьма пунктирно выстроить сложную биографию: лагерь, друг, "заразивший" диссидентством – отвлекающие, на мой взгляд, подробности. Я окончательно запуталась в годах, теперь уже Германа. Напомню, что действие фильма происходит в 1957-ом году. Герман уплыл за своим пароходом-мечтой, и, кажется, не доплыл. А Конек, уже став подкаблучником, встречает молодого летчика Юрия (обаятельный Дмитрий Муляр в течение пары минут создает запоминающийся образ). Но для молодого поколения зрителей знаки – Юрий (Гагарин), развязавшийся шнурок – уже мало что говорят. Потому считаю правильным решение закончить фильм хроникальными кадрами рапорта Юрия Гагарина на Красной площади. Жаль, фильм так и не намекнул, стал ли Конек послом в Бразилии.