ЖИЗНЬ КАК ЧУДО

Газета "Рязанские ведомости" №186
26.08.2005
Владлен Гордиенко

Вчера в преддверии Дня российского кино в Центре российского кино – кинотеатре "Дружба" г. Рязани состоялась премьера фильма режиссера Алексея Учителя " Космос как предчувствие ".

Символично, что новый кинематографический сезон ведущего кинотеатра Рязани открыла лента, ставшая победителем недавнего XXVII Московского международного кинофестиваля. Уже два года подряд главный приз фестиваля "Золотой Святой Георгий" получает отечественный фильм.

Напомню, что и предыдущая картина Учителя "Прогулка" была во внеконкурсной программе фестиваля и даже его открывала. " Космос как предчувствие " стал вершиной кинематографической карьеры Учителя, его триумфом. Четвертая игровая картина режиссера наконец-то получила главный приз одного из крупных фестивалей планеты. До этого фильм "Дневник его жены" был номинирован от России на "Оскара", но золотая статуэтка ему так и не досталась.

Чем же "взял" жюри фильм Учителя? Вероятнее всего, тем, что ему удалось уловить настроение, атмосферу той эпохи конца 50-х, когда страна действительно жила в предчувствии какого-то прорыва, взлета. И символом ее стал спутник – воплощение мечты и надежды человечества, ее стремление вперед, к звездам.

Под знаком спутника и разворачивается история, рассказанная сценаристом Александром Миндадзе. В портовом городке, где-то на северной границе, появился молодой человек, на которого наталкивается в спортивном зале герой Евгения Миронова по прозвищу Конек.

Повар Конек в исполнении Миронова – воплощение простодушия и доверчивости. Странный незнакомец так захватывает его душу и разум, что он готов выполнить все его желания. И даже отдает ему без сопротивления любимую женщину Лару.

Его антипод Герман в исполнении Евгения Цыганова, напротив, – воплощение мужской силы и решимости. Он упрямо идет к своей цели – совершить побег из страны. А подготовку к нему старается скрыть красивой легендой: меня, дескать, готовят к полету в космос , я из тех, из избранных. Его избранность, непохожесть на серых и скучных людей так захватывает, так берет в плен и Конька, и Лару (прекрасная роль Ирины Пеговой)!

"Аромат" общепитовской кухни с вечно горящими котлетами и по контрасту – странный мир комнаты Германа, где звучит из заграничного транзистора запредельная, такая влекущая в никуда мелодия. "Жизнь как чудо", увы, далека. А здесь, рядом, – мутная и блеклая проза жизни. И хочется вдохнуть того, свободного от вредных примесей воздуха. Только вот получится ли это у Конька и Германа? В пьяном откровении Герман признается своему другу, что никакой он не кандидат в космонавты, а бывший зэк, у которого одна мечта – бежать из страны, так несправедливо его обидевшей. И Герман делает свой последний заплыв – туда, на иностранное судно. Чем закончился его побег, мы так и не узнаем.

А Конек все-таки уедет из опостылевшего городка – уже с новой любимой, сестрой Лары. И встретит он того самого Гагарина – тогда еще никому неизвестного юного летчика. И будут у него развязываться шнурки, как на той, триумфальной встрече.

Конечно, лента Учителя, ее режиссура, ее изобразительный ряд выходят за рамки очередной "лав стори на троих". Во внешних признаках мира конца 50-х концентрируется образ жизни – ситуация полнейшей безнадежности меняется, она разветвляется: каждый может сделать свой выбор. Любовь, одиночество, дождь, музыка – все это тяжелеет, набухает – еще ничего нет, и уже все есть. Пустых времен не бывает. И обязательно появится первый, кто сделает первый шаг. Но каким он будет? Приведет ли он к тому, что жизнь действительно станет как чудо, или, напротив, превратит ее в космический хаос?

Космос как предчувствие... Чего?