ПРЕДЧУВСТВИЯ И ЧУВСТВА

Еженедельник "Российские вести"
Лариса Иванова

Второй год подряд на ММКФ побеждают "свои"

Кажется, организаторы XXVII Московского международного кинофестиваля предусмотрели все, но с погодой не повезло. Под проливным дождем шествие звезд по традиционной синей дорожке получилось не таким торжественным, как задумывалось. Все остальное – по известному сценарию. Только имен победителей ждали в этом году с особым волнением.

Главный приз фестиваля взял фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Получая "Золотого Святого Георгия", режиссер сказал, что "побеждает наше кино". Учителя пока не относят к мэтрам нашего кинематографа, но как-то медленно, но верно он зарабатывает статус "фестивального" режиссера. Начиная с "Мании Жизели", его имя всегда на слуху. "Дневник его жены" даже выдвигался на "Оскар", а "Прогулка" завоевала главный приз в Выборге. Этот фильм был и в конкурсе XXV ММКФ, но два года назад международное жюри во главе с Сергеем Бодровым-старшим отдало главный приз испанскому "Божественному огню". Нынешнее жюри во главе со сценаристом Валентином Черных решило исправиться. Автор фильмов "Москва слезам не верит", "Любить по-русски" и "Женщин обижать не рекомендуется" Учителя не обидел.

"Космос как предчувствие" – еще одна попытка показать и оценить наше историческое прошлое. В прошлом году главный московский приз получили "Свои" Дмитрия Месхиева о трудных днях начала войны. В этом – зрителя знакомят с непростой жизнью молодых людей в начале космической эпохи. Время действия – 1957 год. Только-только запущен первый спутник. Гордость переполняет героев – Советский Союз, великий и могучий, недавно победив в войне с фашизмом, вновь заявляет миру о величии и могуществе. После начала освоения космического пространства впереди может быть лишь светлое будущее. И эти романтические мечты прекрасно уживаются с оруэлловским убожеством реальности. В 50-е конфликта между реальностью и мечтами вроде и нет. Есть лишь ощущение другого, неведомого героям мира. Того самого прекрасного далека, которое по-разному будоражит их сердца. Место действия – маленький портовый городок на границе СССР с Норвегией. Туман – непременный атрибут фильма, трудящиеся – серая масса, тянущаяся по мосткам промзоны и живущая в деревянных бараках.

Главные герои – повар местного ресторана Конек (Евгений Миронов), неизвестно откуда приехавший в этот городок Герман (Евгений Цыганов), две сестры-официантки Лара и Римма (Ирина Пегова и Елена Лядова), которые попеременно вступают с ними в достаточно сложные для тех времен отношения. Есть и некое обрамление "четырехугольника" – некий Кирыч, тайный гэбист, которого интересует все. Конек – простодушный добряк и оптимист, твердо знающий, что его страна не только широка, но и нет другой такой, где так вольно дышит человек. Он любит Лару и даже хочет жениться. Но все ломается, когда появляется загадочный Герман. Он боксирует, как кандидат в мастера спорта, в любую погоду плавает в холодном море, слушает "Голос Америки" на контрабандном транзисторе и заучивает фразу "мне нужно политическое убежище" по-английски. Он смущает жизнерадостный настрой Конька, который начинает ходить хвостом за Германом, одеваться, как он, и задумываться о какой-то другой жизни. Какой, он сам не понимает, но страстно тянется к ней. Финал – Конек все-таки женится, но на сестре Лары, Герман исчезает в волнах, не доплыв до норвежского корабля, а Гагарин летит в космос.

На пресс-конференции художник-постановщик картины Вера Зелинская сказала, что "Космос как предчувствие" – это попытка найти "восторг того времени, а не жалкие остатки пятидесятых годов", а оператор Юрий Клименко отметил, что та эпоха уже обрела "некую кинематографическую форму", так что, видимо, противиться ей просто бессмысленно. В итоге очередной экскурс в советскую историю стал очередным конфликтом свободы внешней и внутренней. У Германа это происходит довольно сознательно – в наглухо закрытой стране ему душно, и он рвется за кордон, у Конька – бессознательно: его свободы уживаются, и для него другой мир – это космос. Но для героев они соразмерны – и то, и другое недоступно. Вообще советские годы – одна из самых благодатных кинопочв, но несомненной заслугой режиссера Алексея Учителя и сценариста Александра Миндадзе стал психологический подтекст картины, где живой человек, часть системы, открывшей дорогу к звездам, оказывается несовместим с ней.

После прошлогоднего московского триумфа "Своих" мало кто ожидал триумф российского кино в нынешнем году. В Каннах, Венеции и Берлине – навскидку и не вспомнишь, когда побеждали их соотечественники, а дважды подряд и представить невозможно. В отличие от прошлогоднего киносмотра, когда фильм Месхиева действительно был сильнее других участников фестиваля, и слышать это из уст председателя жюри Алана Паркера было как само собой разумеющееся, в этом году по поводу победителя мелькали сомнения. Конкурс как никогда был сильным, и явного фаворита не было. На приз претендовали несколько картин, среди которых "Хроники обыкновенного безумия", "Фарфоровая кукла", "Чамскраббер" или "Балканкан". Однако председатель жюри Валентин Черных сказал, что решение жюри было единогласным: Учитель – лучший. Конечно, это прекрасно, что "Космос как предчувствие" – лучший фильм. Однако осталось чувство, что в сочетании "московский международный" главным словом становится первое, а неизбежность возрождения российского кино необходимо подпитывать призами. Хочется надеяться, что вхождение нашей страны во вкус получения наград класса "А" не станет одной из традиций Московского фестиваля, и слово "международный" не затеряется на фоне раскрутки отечественных кинотворений. ...