ПРЕДЧУВСТВИЕ КАК ОСНОВА...

zvkino.ru
2006
Мария Кирилова

... Миронов мне больше запомнился в "Побеге", лощенный и успешный по жизни, нежели в летном шлеме. То, что он привык выкладываться на съемочной площадке, видно невооруженным взглядом, но, к сожалению, только Миронов не может вытянуть игру команды. Может, одержимость тайн и предчувствий кажутся мне инфантильностью, пережитком подростковой несостоятельности, заклепанной на русском "авось", но хотелось увидеть в картине какой-то надлом, внутреннюю борьбу "я" и "мы". Разве так актуальны в то время были запои и беззаботная велосипедная прогулка, когда страна живет предчувствиями, идеей светлого будущего? Приукрашенности в картине при отражении действительности и соответствия стандарту того времени, может, и нет, но нет и какой-то изюминки, которая бы так брала за живое, чтоб дыхание перехватывало, как скажем, в долгоиграющем пьянящем поцелуе. ...

1957 год. Главный герой, Конек (Евгений Миронов) – работает поваром. У Ирины Пеговой – роль официантки и подружки Конька. ... Громады иностранных кораблей приносят сюда незнакомые звуки, вкусы и запахи, которые пугают и вместе с тем манят и дразнят. Страшно подумать о том, что где-то есть другая жизнь и другая свобода. Именно Герман соотносится у девушки Лары с этим пугающим и манящим миром, "другим" миром, полным иностранных "голосов", упорных физических тренировок и секретных государственных заданий. Хотя девушкой Лару назвать можно весьма условно: на тот момент у нее уже есть ребенок от другого мужчины, а не от Конька, простодушного ресторанного повара. И Лара уверена, что Конек, упрямый и загадочный, который чередует запои с катанием на велосипеде, получая при этом дикий восторг, увлеченно бьет морды боксерскими перчатками, – не может гарантировать ей уверенности в будущем.

Герман же с каждым разом все больше приоткрывает тайну, но не впускает до конца в нее никого, как бы придерживая удила, оставляя "на потом" секреты своего мастерства. Он очень убедителен и в изнуряющих заплывах в ледяной воде, и в мучительных "зубрежках" английского. ... Когда же видишь Германа на боксерском ринге, то невольно улавливаешь в его взгляде злость, одержимость идеей, которую он, чего бы это ему не стало, намерен воплотить в жизнь. Он жесток и целеустремлен, ему подвластны тайны "заграничного мира", он силен и притягателен для Лары, и она тянется к нему, позволяет себя увлечь. Конек, который является соперником Герману на ринге, теперь соперник по жизни. Но рядом появляется Римма, и страсть, ревность, секс, – все переплетается необычно и стильно. У Германа и Конька свой путь к будущей жизни, столь непохожей на ту, которой они живут. Идея Германа в том, что он точно знает, – из этой страны можно только улететь или уплыть... Однажды он откровенничает с Коньком, что готовится к полету в космос, тот верит ему, но зачем-то рассказывает про это старшему приятелю из органов. Что это: пасование перед более удачливым товарищем или месть человеку, который "увел" его девушку? Может быть, режиссер оставил решение этой задачи зрителю, может быть, рамки, определенные для картины в 90 минут, слишком малы, чтобы правдиво отразить время надежд и искренней в веры в то, что светлое будущее обязательно наступит?

Пятьдесят седьмой год. Советский спутник посылает свои звонкие сигналы, и даже маленький портовый город не защищен от изменений – ему придется распрощаться с размеренностью, а главным героям картины предстоит на себе ощутить прикосновение сил Ожидания, Предчувствия, Космоса.