"КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ"

ruskino.ru
Мария Бейкер

Сначала о хорошем. Даже об очень хорошем. Очень хороша Ирина Пегова – мягкая, круглая и сексуальная, с роскошным бюстом, легким дыханием и советским женским счастьем в глазах. Официантка-мурманчанка в стиле ретро получилась у нее даже убедительнее, чем ново-русская ленинградка из "Прогулки" . Зря они забрали картину с "Кинотавра" – было бы кому вручить приз за лучшую женскую роль.

Еще очень хорош Евгений Миронов. Такой платонкаратаевский советский юродивый, повар по профессии и по жизни – любит маму, любит Родину, любит бокс и любит Ирину Пегову. И на загадочного друга-боксера стучит не по злому умыслу, а по недомыслию. Не догоняет. А как же за этим странным новым другом угонишься, когда он и в боксе ас, и в Баренцевом море моржом, и Голос Америки по-английски слушает на ТРАНЗИСТОРЕ (забавно, что они в 1957 году понятия не имели, что такое транзистор, правда?), и женщин своими скабрезностями с ума сводит.

Еще хороша молодая актриса Елена Лядова, сыгравшая сестру-напарницу Пеговой-Лары. Это ее первая роль в кино. На пресс-конференции в Доме Кино Лядова сказала, что Советский Союз помнит и любит с детства.

Теперь синопсис. Цитирую: "Действие фильма происходит в 1957 году в приграничном портовом городе. Иностранные корабли приносят сюда пугающие и манящие звуки, вкусы и запахи другой жизни и другой свободы. Простодушный ресторанный повар Конек и его подружка-официантка Лара влюблены друг в друга. Течение их нехитрого романа нарушает появление таинственного незнакомца. Герман, загадочный друг-соперник, приоткрывает Коньку другой мир – полный иностранных "голосов", упорных физических тренировок, секретных государственных заданий. Герман готовится к чему-то таинственному и важному. Герман превращает роман Конька и Лары сначала в мучительный трех- а потом и четырехугольник с участием Риммы – Лариной сестры. Каждый из героев знает – впереди его ждет что-то удивительное, важное и совсем непохожее на нынешнюю жизнь. Но один встретит пустоту и безмолвие, а другой – Юрия Гагарина." Конец цитаты.

Вы удивились? Почему вдруг Юрий Гагарин? Я тоже.

Теперь о кинематографии. И примкнувшей к ней сценографии. Время действия – 1957 год. Оператор-постановщик Юрий Клименко и художник-постановщик Вера Зелинская. Они все время промахиваются – картинка колеблется в сумасшедшей амплитуде между тридцатыми-сороковыми – сыроватый монохром первых боксерских сцен, и восьмидесятыми – разноцветное веселье с аттракционами на детской площадке, сбежавшее из "Приключений Электроника" . И все эти крупные планы затылков, шей, конечностей, которые, как оказывается в конце, нужны только для того, чтобы в финале бросить в зрителя крупный план Юрия Гагарина до того, как он стал Юрием Гагариным. И кутерьма отражений и сюрреалистических наплывов, которые прекрасно работали в "Прогулке" , в "Космосе" не работают.

Совершенно невероятные вещи произошли с кинохроникой, которая, как сказал Алексей Учитель, использована в финале картины. Вопросы и по форме, и по содержанию. В последней сцене "Космоса как предчувствие" наш Конек выбегает с букетом цветов на Красную площадь, по которой в окружении кортежа мотоциклистов движется автомобиль-кабриолет с Генеральным Секретарем ЦК КПСС Н.Хрущевым и первым космонавтом земли Ю.Гагариным. Конек радостно пробегает сквозь мотоциклистов, бросается прямо к машине и вручает Гагарину букет со словами "Юра, Юра, ты меня помнишь?". Все это дело происходит в цвете. На пресс-коференции Учитель заверил сомневающихся, что такое произошло на самом деле – во время парада космический энтузиаст бросился прямо к машине, и службы безопасности его не придержали, не переехали и не пристрелили, а пустили прямо к Хрущеву с Гагариным. Конек получается такой Ли Харви Освальд наоборот. Американцы своих предводителей в подобный сценах убивают, а наши – букеты дарят! Но почему же все-таки они цветные?

Мы же все тоже помним Советский Союз с детства, не только одна Елена Лядова. А некоторые из нас, к примеру, режиссер фильма Алексей Учитель, должен его помнить с детства, отрочества, юности и далее. Мы же все родом из "он сказал "поехали!"", у нас же у всех ком в горле, когда появляется на экранах эта фантастическая ЧЕРНО-БЕЛАЯ хроника – это же, правда, золотыми буквами в историю человечества из России или там Советского Союза, как она тогда называлась, с любовью. Тут же просто невозможно промахнуться – на солнечные сплетения и слезные железы постсоветского зрителя Предчувствие космоса должно было воздействовать убойно. Но нет, вышла осечка. Говорят, повесть Миндадзе намного тоньше и интереснее. Не знаю, не читала. Но в кинематографической версии этого текста космос как предчувствие отсутствует. Вообще отсутствуют предчувствия, ощущения, тонкие, живые субстанции минувшей эпохи. Есть забавная, хорошо сыгранная, стилизованная под какое-то абстрактное социалистическое прошлое бытовая история. И в прорехах этой истории иногда появляется такой слоган, хоть пускай бегущую строку или голос за кадром: "Вот пока наши герои тут в кустах целуются, над ними пролетает по орбите первый советский спутник!". Или так: "Вот наш герой бросил любимую женщину и уезжат с другой, нелюбимой, в столицу, а в одном купе с ним, между прочим, едет будущий первый космонавт Земли Юрий Гагарин!".

Идея фильма оказалась в тысячу раз мощнее, масштабнее и интереснее, чем сам фильм. Знал ли Учитель, на что шел? Полагаю, знал, но просчитался – снял еще одну мелодраму в интерьере. А весь космос и вся эпоха остались за кадром. Может, не надо было изменять привычкам и отказываться от сотрудничества с Дуней Смирновой. Может быть, Дуня с присущей женскому взгляду любовью к подробностям вписала бы в сценарий вместо полит-информационной раскрашенной хроники такие вот документальные фрагменты: "Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву – поле колхоза "Ленинский путь", юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Неподалеку на парашюте опустился Юрий Гагарин." Конец цитаты. И мы бы все испытали ужас и восторг космоса.

Скоро Алексей Герман-младший начнет снимать фильм "Гагарин и Ко". Может быть, на этот раз зрительские предчувствия оправдаются.

Да, и последнее: если дело происходит в северном портовом, граничащем со Швецией городе (читай: Мурманск), то почему они все говорят с московским произношением и никто не окает?