ДАР РЕЧИ ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕМОНОВ

Журнал "Эксперт" №31
22.08.2005
Всеволод Бродский

Летние кинопремьеры продемонстрировали, что отечественная киноиндустрия может прекрасно обходиться без многомиллионных вложений

...

Фестивальные космонавты


В основном конкурсе того же ММКФ победил еще один российский фильм, никоим образом не связанный с господствующей тенденцией снимать пафосное жанровое кино, – "Космос как предчувствие" Алексея Учителя. С одной стороны, он вполне вписывается в прошлогоднюю моду на ретро ("Водитель для Веры", "Папа"), с другой – 50-е годы для Учителя оказались условной рамкой, в которую он засунул вполне артхаусное повествование. В некоем северном портовом городке повар по прозвищу Конек (Евгений Миронов) знакомится с непонятным человеком – немногословным, харизматичным и совершенно загадочным высотником-монтажником Германом. Откуда он взялся в этом городке, зачем плавает в ледяном океане, где научился боксировать, как чемпион мира, – неизвестно; зритель довольно быстро понимает, что Герман всего-навсего хочет сбежать на Запад, однако наивный Конек проникается ощущением, что Герман – очень важная для государства, оттого и засекреченная личность. Судя по отчетливым намекам самого Германа, будущий космонавт. Изысканно снятый, с прекрасными актерскими работами фильм заканчивается, как это обычно и бывает у Учителя, очень невнятно – что, впрочем, не вполне портит общее, цельное ощущение от фильма.

Интересно, что победитель прошлогоднего ММКФ, один из лучших отечественных фильмов последних лет – "Свои" Дмитрия Месхиева, жесткий психологический триллер по жанру, – в прокате заработал сущие копейки. Между тем довольно-таки бессюжетный "Космос как предчувствие" уже сейчас, за три недели проката, собрал 700 тыс. долларов, что для нашего некоммерческого кино является весьма неплохим результатом. ...