РАДИОПРОГРАММА "КУЛЬТУРА": ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ

svoboda.org
30.06.2005
Ведущая: Марина Тимашева

Московский Международный кинофестиваль – победители и побежденные

...


МАРИНА ТИМАШЕВА: Наконец мы добрались до фильма Алексея Учителя "Космос как предчувствие", снятого по сценарию Александра Миндадзе.

Александра Миндадзе все знают по фильмам Вадима Абдрашитова. Ну, достаточно назвать "Охоту на лис", "Плюмбум", "Парад планет" или "Магнитные бури", чтобы все поняли, о какого уровня сценаристе идет речь. Александр Миндадзе пишет, как правило, сценарии, которые можно пересказать на уровне сюжета, но в его произведениях всегда есть философская глубина. Алексей Учитель раньше с таким материалом не работал. Судя по "Прогулке" или "Дневнику его жены", режиссера больше интересовали камерные истории, которые практически исчерпываются сюжетом. Взяв сценарий Александра Миндадзе, Алексей Учитель, по-моему, не совладал с его многослойностью.

Сюжет пересказать очень просто. 57-й год. Два молодых мужчины – друзья-соперники. Один (его играет Евгений Цыганов) мечтает сбежать за границу. Второй – великовозрастный Иванушка-дурачок (в этой роли Евгений Миронов), мечтает о космических полетах. Обоим не повезет.

Я думаю, что Миндадзе написал сценарий о той надежде, которая появилась в обществе в конце 50-х годов и позже получила название "оттепели". Не два мужчины, но вся страна поверила в то, чему не суждено было сбыться. Мнения о фильме, однако, разошлись. Слово – киноведу Валерию Кичину.

ВАЛЕРИЙ КИЧИН: Я прекрасно отдаю себе отчет, что картину могут по-разному принять разные люди, потому что картина адресована каждому в отдельности. Мне она легла на душу, потому что ощущение клаустрофобии, которую мы все переживали в стране под названием Советский Союз, в этой картине передана достаточно полно, сильно и для меня увлекательно. Ощущение замкнутой, запаянной страны, откуда нет выхода. И несмотря на то, что в этой стране было много замечательного, в частности, запуск первого человека в космос, тот рывок, который наполнил страну гордостью, в этом фильме это тоже полностью присутствует. Это создает многослойность фильма, его, если хотите, диалектичность. Вот это ощущение запаянной страны, откуда нет выхода, и одновременно выплеск в космос – вот эта сложность меня подкупила.

МАРИНА ТИМАШЕВА: Выслушав Валерия Кичина, я остаюсь при своем мнении. Режиссер упростил задачу, прошел по поверхности, не углубляясь в горькую притчу Миндадзе. Да и сама история рассказана крайне невнятно и бесчувственно. Зато у этого фильма есть Гран-при ММКФ. Сравнивая международный конкурс с афишей российского фестиваля "Кинотавр", обращаешь внимание в первую очередь на то, что даже не самые сильные фильмы международной программы очень крепко сколочены ремесленно. То-есть, если режиссер предлагает какой-то закон, то он работает в его рамках. Если он говорит: "детектив", то это детектив. Если он говорит: "комедия", то комедия. Если мелодрама, то мелодрама. И логических, абсолютно непостижимых просчетов в самих сценариях в зарубежных фильмах днем с огнем не сыскать.