ТЕЛЕКАНАЛ "КУЛЬТУРА": ПЕРЕДАЧА "МАГИЯ КИНО"

globusfilm.ru
01.03.2003
Елена Слатина

<...>

"Игра в модерн"

А теперь о российских любовных историях. Громкие романы с летальным исходом нередко становятся материалом для художественных произведений. Однажды, в конце XIX века, молодой корнет без памяти влюбился в не первой молодости актрису императорского театра, та была особой ветреной, дала корнету повод надеяться, а потом оскорбила в лучших чувствах. Молодое сердце не выдержало, и корнет убил барышню. От этой истории остался рассказ Ивана Бунина "Дело корнета Елагина" (на самом деле корнет был Бартеньевым) и мемуары адвоката Плевако, который защищал корнета в суде. Теперь эта душераздирающая драма экранизирована и выходит на российские экраны под названием "Игра в модерн". Для главной героини картины было сшито 20 платьев, на одно из которых пошло 250 павлиньих перьев. Получился такой парад нарядов конца XIX века, но вот "Игру в модерн" создатели картины скорее проиграли.

У этого фильма прекрасный продюсер – автор "Мании Жизели" и "Дневника его жены" – Алексей Учитель. У этого фильма великолепный сценарист – каннский призер, постоянный автор Сокурова – Юрий Арабов. У этого фильма звездный актерский ансамбль – Егор Бероев, Галина Тюнина, Александр Пороховщиков, Михаил Козаков. У этого фильма немаленький бюджет – 700 тысяч долларов. Наконец, у этого фильма такая драматургическая основа, о которой можно только мечтать – "Дело корнета Елагина". Рассказ Ивана Бунина, основанный на реальной истории: любви польской актрисы Марии Висновской и русского корнета Бартеньева. При таком богатстве обстоятельств если не до шедевра, то, по крайней мере, до добротного кино – два шага, но к ленте "Игра в модерн" можно применить пословицу "Замах на рубль, удар – на копейку". Создателям не удалось главное: передать атмосферу эпохи, когда "женщины были томны и порочны, а мужчины – галантны" и способны ради любви на безрассудства, даже преступные; эпохи, когда любовь и смерть были подругами. К сожалению, для создания атмосферы элегантных костюмов и интерьеров в стиле модерн недостаточно: если добавить безразличие, с которым актеры произносят текст и то, что картина переозвучена на две трети, то выходит, что модернистская мозаика не сложилась ни у первого постановщика – Игоря Ефимова, ни у отстранившего Ефимова от работы второго, по совместительству продюсера картины и мужа исполнительницы главной роли – Максима Коростышевского.

МАКСИМ КОРОСТЫШЕВСКИЙ: "Ну, с режиссером да... с Игорем Ефимовым, ну, не совсем у нас получилась история, поэтому пришлось мне... Ну, Вы меня совсем... такие вопросы задаете, прямо Вы меня... Я не подготовлен к ним. Ну, это нормально. На самом деле, это не какая-нибудь... не... это нормальный процесс. Мы же творчеством все-таки занимаемся, поэтому, ну... пытаемся заниматься."

От "Игры в модерн" ждешь великих страстей великих людей, получаешь жалкие попытки сделать красиво, томно и глубоко, как у Учителя, но одна Галина Тюнина, которая заметно переигрывает главную героиню, не может вынести на своих плечах весь груз большого проекта. Не убедить зрителя в том, что Висновская-Коростышевская – роковая женщина, если только твердить и твердить об этом, чтобы он, зритель, зарубил себе на носу. А актриса, играя ту самую роковую женщину, носит костюмы начала прошлого века, как клоунесса из комик-труппы "Маски" и смотрит с экрана глазами отравленной индейки. Недостаточно изображая страсть, сбрасывать со стола бутылки и истошно выкрикивать: "помоги мне, помоги мне", – словно в известной песне из известного фильма. А обреченность героя, убившего возлюбленную, которая любила, да не вышла замуж потому, что гордая была, нельзя передать в одном вопросе к другу: "Чаю хочешь?" Хорош убивец, только что всего лишился и пошел преспокойно чаек попивать. Но создатели ленты перекрывают ее несостоятельность ширмой, прикрываться которой давно уже не прилично: "Мол, все равно этот продукт лучше, чем дешевые телевизионные сериалы".

ОКСАНА КОРОСТЫШЕВСКАЯ: "На сегодняшний день, я думаю, что слишком много суррогатного материала, который преподносится людям и люди перестают трудиться. Как у Есенина: "Не позволяй душе лениться". К сожалению, не трудиться проще, но трудиться интереснее, важнее и, в итоге, лучше. Это необходимо. Я думаю, что такая картина, как "Игра в модерн", как картина, созданная на... по классическим произведениям, они необходимы, они лечат."

МАКСИМ КОРОСТЫШЕВСКИЙ: "Да, мы хотели поиграть, окунуться. Играть – это... можно по-разному трактовать это слово. Играть, окунуться... я не знаю, что еще сделать. А поэтому... драматизма не хватило? Но если его не хватило... понимаете... вот честно, мне вот... вот первоначального замысла, его где-то хватает.


<...>