ДОСТОЕВСКОГО ВИДЕЛИ?

Журнал "Нескучный сад" №6
29.07.2011
Валерия Горелова

Недавно телевидение представило биографический сериал "Достоевский" режиссера В. Хотиненко. В какой-то мере этот байопик стал логическим завершением череды телеэкранизаций романов Достоевского. По пути, успешно проложенному "Идиотом" (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на "мыло" "Преступление и наказание", "Братьев Карамазовых", "Бесов". ... "Нулевые годы" – звучит более чем красноречиво. Это – кинотеатральный экран, отданный на откуп Голливуду, и малый телевизионной, резво заселенный "ментами" и бандитами. Дети играют в героя нового времени Сашу Белого и его бригаду, взрослые загипнотизированы кровавыми "мыльниками" отечественного изготовления. И среди всего этого разгула, вдруг (как важны эти "вдруг" у Достоевского!) на экран скользнула тихая тень. Забытая и до боли знакомая – в нелепом альпийском плаще, с узелочком в руках, с детски-наивными и в то же время умудренными страданием глазами. Прозвучала отчетливая скороговорка Евгения Миронова: "Теперь я к людям иду; я, может быть, ничего не знаю, но наступила новая жизнь". И мы узнали в нем князя Мышкина. Сериалу "Идиот" (2003, реж. В. Бортко) можно предъявить множество претензий. Хотя и удалось многое – в толчее персонажей иные, например, Рогожин (В. Машков) или генерал Иволгин (А. Петренко) поражают точностью попадания в суть текста Достоевского. Поверх всех, пусть справедливых, претензий, отметим триумфальное возвращение писателя и его любимого героя. В чем триумф? В том, что новое поколение зрителей потянулось к книжным полкам, чтобы снять запыленный том Достоевского и прочесть: "В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра..."

Хотим мы того или нет, но теперь именно так – через экран – в мир возвращаются книги.