РАДИОСТАНЦИЯ "ФИНАМ FM": ПЕРЕДАЧА "ВОТ ТАКАЯ ИСТОРИЯ"

finam.fm
04.08.2011
Ведущий: Михаил Быков

БЫКОВ: Вечер добрый. В эфире радио "Финам FM" программа "Вот такая история". Это программа для тех, кто неравнодушен к истории отечества. В студии автор и ведущий программы Михаил Быков, а в гостях у нас сегодня Павел Евгеньевич Фокин, историк литературы, кандидат филологических наук, автор книжного проекта "Классики без глянца". Добрый вечер.

ФОКИН: Добрый вечер.

БЫКОВ: 11 ноября 1821 года в Москве во флигеле Мариинской больницы для бедных, если не ошибаюсь, родился Федор Достоевский. В этом году, соответственно, будет 190 лет. ... Ну, собственно, это и вызывает желание еще раз поговорить о Достоевском, хотя Федор Михайлович заслуживает того, чтобы о нем говорить каждый день, независимо от дат. И чем чаще мы это будем делать, тем толковее и искреннее будем жить. ... Вот давно хотелось спросить у специалиста. У нас есть две киноверсии князя Мышкина – в исполнении Юрия Яковлева и в исполнении Евгения Миронова. Вот Вам кажется, где больше правды, где больше Достоевского? Если можно, конечно, ответить на этот вопрос.

ФОКИН: Я думаю, что обе работы достаточно сильные, безусловно, но, конечно, работа Миронова, она гениальна. В том смысле, что ему... Вообще Миронов, конечно, замечательный актер, и как он сыграл сейчас Достоевского в этом сериале, который в этом году показывали, он тоже очень тонко попал в... Он попадает, знаете, в какое-то состояние души, вот что удивительно. Потому что самое сложное передать вот в этом образе Мышкина и, конечно, Достоевского – это состояние души. Не внешний облик, не поведение, не ужимки какие-то, а вот это то, что горит в глазах, то, что исходит от человека, некая аура. И удивительно, как это Миронов сделал, я не знаю, какими усилиями, так сказать, своего таланта, но, безусловно, успех фильма Бортко держится на Миронове.

Более того, я скажу, что вообще весь фильм держится на Миронове. Если оттуда убрать Миронова, кто бы там его потом ни играл, фильм бы рассыпался. Я в какой-то момент себя при втором... Первый просмотр был просто эмоциональный, с открытым ртом. Потом, спустя время, когда был повтор, я его смотрел, ожидая, так сказать, такого же эмоционального какого-то переживания. И, конечно, когда смотрел Миронова, то все забывал.

Но потом я себя поймал на мысли, что это я, который читал роман вдоль и поперек, и специально, как исследователь, знаю вообще, что там происходит, а вот, интересно, зритель, который не читал романа вообще, он понимает, что там? Кто куда ходит, с кем, кто на кого обижен, что происходит? Кто кого там любит, кто не любит, кто убивает? И я понял, что это невозможно понять человеку, не читавшему. Неслучайно народ кинулся скупать "Идиота" и перечитывать. Но Миронов так цепко держит, его созданный образ так цепко держит весь этот фильм, что даже самый неподготовленный зритель его смотрел не отрываясь.

БЫКОВ: Но для него теряет уже значение, кстати говоря, кто кого любит, кто куда идет и когда это происходило, с кем, в какой стране.

ФОКИН: Да. И в этом смысле это, конечно, потрясающая работа. Хотя, наверное, это не единственное, скажем так, что есть в романе. На самом деле там столько всего накручено. ...