ОТРАЖЕНИЕ ТАЙНЫ?

bgazeta.ru
13.11.2008

И снова о Дон Кихоте. И о Христе... В общем, о "позитивно красивом человеке", отображенном Ф. Достоевским в образе князя Мышкина. Через 135 лет после завершения Достоевским романа "Идиот" режиссер В. Бортко экранизировал его и предложил свой проект на голубом экране. Проект имел зрительский успех, а критику разноречивую, но в большинстве случаев полезную. Почти все, по всей видимости, с интересом ожидали экранизации. Режиссер – автор фильма "Собачье сердце", лучшие артисты державы...

К тому же сам страстный, провидческий, мучительный роман о человеке... Кто он, на самом деле? "Страшнейший и злейший из зверей", по версии поэта? Некто, кто в массе своей "умен, несложен, честен, смел и хорош" (мнение сугубо советского автора)? Или же человек – "отражение тайны, коя управлят миром" (Александр Мень)? Роман Достоевского практически на протяжении всего своего существования будил такие головокружительные споры. И это, так давно написанное произведение созвучно и сегодняшней ситуации.

Мы чувствуем липкий ужас той исчерпанности "подобия культуры", что ощущалась еще в возрожденческие и просветительские дни Достоевского. Положительных героев – не видим: "герои нашего времени" не только не "отображают тайны", но не имеют даже того нехитрого "джентльменского набора", что мыслился советским классикам... Сие явление стало обычным. Быть может, поэтому перед заявленной премьерой все так "всколыхнулись": а вдруг? Или же ожидали чего попроще? Так сериал же понравился большинству! Но, на мой взгляд, умелый Е. Миронов блистательно играет позитивно неплохого, позитивно трогательного, милого, славного паренька, но абсолютно не тот образ, кой был выстрадан Достоевским. Было ли это целью режиссера – приблизить князя-Христа к нам, безнравственным? Собственно говоря, задумка хорошая. Чем "заоблачней" положительный герой, тем менее способен он служить эталоном для несложного житейского поведения. Слишком недоступен. Но для произведения в целом такая интерпретация оказалась убийственной.

На мой взгляд, все стало "проваливаться": неубедительно упование других персонажей на высокое, спасительное в нашем герое. "Он, как вы и я, абсолютно такой же" – это из иной системы ценностей. Актриса Вележева, новая Настасья Филипповна... Как изумительно правильна она в мизансценах, как эффектна в бешенстве, в своих надменных репликах... Но, видимо, режиссер и не ставил перед ней вопрос – а отчего же она так страдает, отчего не идет за князя-"миллионщика"? Здесь не "поруганная красота мира", а легкость, пусть и очень женственная, но вздорность, инфернализированное непостоянство – и все. Ну, и еще – максимальное сокращение всех размышлений князя Мышкина и других героев о российской ситуации, о Христе, об апокалипсисе, о смертной казни и т.д. Зато действие "обогатили" динамикой. Скажу больше: исчезновение принципиальнейших для Достоевского идей снизило эффект отвращения от нескончаемых рекламных пауз...