ЧЕМ ЗАНИМАЛСЯ ВИНОКУР В БАНЕ

"Родная газета" №5
30.05.2003
Даль Орлов

Среди многих огорчений от нашего искусства иногда случаются и радости. Такая, какая-то нечаянная, князь Мышкин – Евгений Миронов в телевизионном сериале "Идиот" режиссера Владимира Бортко. В половодье сериалов с бандитами и милиционерами (сколько по праву неизвестных актеров стали благодаря тому не по заслугам популярными всероссийски!) ворвался, нет, вплыл, раздвигая пустопорожнее, достойно и убедительно, Достоевский с его ошеломляющим любовным сюжетом и мощной способностью изъясняться по-русски.

В глубине памяти, в днях той оттепели конца пятидесятых, все трепещет – сенсация: в Ленинграде в Театре Товстоногова некто Иннокентий Смоктуновский, неизвестно откуда взявшийся, при совершенно потрясенном зрительном зале играет Мышкина. А вскоре, почти сразу, – фильм Ивана Пырьева "Идиот" с Юрием Яковлевым. Две эти легенды жили 35 лет. Столько понадобилось творцам-художникам, чтобы снова собраться с духом, осмелиться и сосредоточиться, а главное – поверить в востребованность сегодня главного героя романа – чистого, даже намеком не тронутого скверной корысти, зависти, всепонимающего, наделенного даром прощать. Он нужен сегодня, был нужен тогда. Достоевский всегда приходит на переломах...

И другое не случайно: только серьезная и достойная задача могла собрать под одно знамя такие безусловные по творческому оснащению фигуры, как Инна Чурикова, Владимир Машков, Олег Басилашвили, Владимир Ильин, Алексей Петренко. Но определяет пороговое, этапное, триумфальное, если хотите, значение фильма Евгений Миронов. Он оказывается центром не только согласно сюжету, он – эмоциональный, интеллектуальный, по высокому счету художественный нерв всего проекта. Описывать его глаза, жесты, интонации бессмысленно. Это надо видеть. И еще приходится поражаться масштабу его дарования, если вспомнить, что в чеховском МХАТе, в поистине шлягерном спектакле "№13" он буквально укатывает зал в хохот...

Показательно, что сложная классика, реализованная талантливыми силами, не зависла в пустоте зрительского невнимания, а, напротив, приковала людей к телевизорам. Зрительский рейтинг телевизионного "Идиота" оказался даже выше, чем достославной костоломной "Бригады". Это тоже знаменательно. Может быть, в разговоры о том, что наши зрители откликаются только на то, что попроще, поприключенистее, щедрее по трупам, выстрелам, погоням, – может быть, в такие суждения пора вносить поправки?..

...