СИНДРОМ "ИДИОТА"

e-mironov.narod.ru
Анна Ковалева

Кто не тянет свою роль в сериале

Главным событием этой недели стал долгожданный выход на "России" десятисерийной экранизации "Идиота" Достоевского режиссера Владимира Бортко. Как часто бывает, завышенные ожидания просвещенной публики вызвали у нее противоречивые чувства при получении этого подарка.

Показу "Идиота" предшествовал такой предварительный промоушн, какого не удостоилась ни одна программа. Такую рекламную кампанию канал проводит разве что в начале сезона, чтобы продвинуть всю новую сетку, вместе взятую, а не один – пусть даже выдающийся – проект. Точные цифры рекламного бюджета сериала неизвестны, но можно не сомневаться, что речь идет о колоссальных вложениях. Стоившая огромных денег презентация сериала в ресторане ЦДЛ. Растяжки на улицах чуть ли не через каждый километр, билборды, рекламные полосы в разных изданиях, реклама на радио и в метро, анонсы на самом канале и – прием, которым телевидение не очень-то пользовалось, – рассылка писем по частным адресам со словом "Приглашение" на карточке и текстом: телеканал "Россия" любезнейшим образом приглашает вас посмотреть. И так по всей стране. После такой обработки не осталось, наверное, ни одного человека, который не знал бы о наступлении часа "Икс" и не отложил бы дела, чтобы наконец увидеть, что же это такое. Такое у urbis et orbis вызвало несколько смешанные чувства.

Страсти Настасьи Филипповны и грустная история князя Мышкина всегда привлекали киношников, этот роман снимали лучшие режиссеры – от Ивана Пырьева до Акиры Куросавы. Но если с японскими и французскими версиями широкая публика мало знакома, то советскую экранизацию с Юрием Яковлевым в главной роли помнят многие. И у многих сравнение пока вышло не в пользу нового фильма.

Главная удача сериала – это, конечно, Евгений Миронов. В титрах его фамилия – единственная – идет отдельно, режиссером и даже коллегами по фильму он обозначается не иначе как "гений" и "великий актер" и этому определению соответствует и удерживает на себе если и не весь фильм, то хотя бы большую часть сцен. Правда, знатоки, помнящие его же Гурова в фильме Алексея Учителя "Дневник его жены", могут заметить, что во многом мироновский князь Мышкин пришел именно оттуда. Андрей Смирнов (Бунин в "Дневнике его учителя") в этом фильме сыграл роль краткую, но значительную и исполнил это блестяще: его Афанасий Тоцкий, погубивший Настасью Филипповну, не уступает мироновскому Мышкину, заставляя зрителя выделить этого персонажа из общего потока, ужаснуться, испытать отвращение, но не отрываться от тех кадров, где Тоцкий-Смирнов – главное ли, второстепенное, но действующее лицо. Открытием, безусловно, можно считать олимпийскую чемпионку и ведущую "Слабого звена" Марию Киселеву, сыгравшую Варю: трудно было подобрать более удачного исполнителя. С эпизодами этому "Идиоту" вообще повезло: и Чурикова, и Басилашвили, и Боярский, и все прочие исключительно украшают собой экранный нарратив Бортко. А Машков со своим Рогожиным, кажется, и вовсе только что сошел со страниц романа, настолько он соответствует описаниям Федора Михайловича.

Бортко, говоря о своей работе, заметил, что, в отличие от предшественников, снял свой мини-сериал не только о Настасье Филипповне и ее мужчинах: помимо этой истории есть еще две трети романа, где Достоевский пишет о сложных вещах.

История Настасьи Филипповны и для Достоевского и для зрителей ничуть не менее важна, чем философические размышления и особенности мировоззрения человека частного, про которого в соответствии с первым значением слова "идиот" (человек вне мира, вне общества, вне толпы) пишет Достоевский и каковую трактовку и представляет Миронов. Поэтому-то сцены с появлением в них Настасьи Филипповны (Лидия Вележева) никак не должны быть второстепенными и уж тем более фальшивыми. Но Вележева, неплохо смотревшаяся в других сериалах, совершенно очевидно не тянет эту роль. И рассказы режиссера об истериках и обмороках, которыми сопровождались съемки сцен с ее участием, только подтверждают эту мысль: трудно прыгнуть выше головы. Искусство монтажа творит великие чудеса, но и оно не всесильно.

Кстати, и сам монтаж вызывает некоторые вопросы: несмотря на то, что фильм делался долго и трудно, кое-какие мелочи от его создателей ускользнули. В частности, сцена с днем рождения Настасьи Филипповны, когда она эффектно срывает с шеи не менее эффектное золотое ожерелье (весьма похожее на колье от Cartier) и швыряет его обратно дарителю – генералу Епанчину, а уже в следующих кадрах вновь появляется с ним на шее как ни в чем ни бывало и без каких-либо объяснений этой чудесной метаморфозы. Странно выглядит и то, как держатся некоторые актеры и актрисы – к примеру, пригибаться к тарелке в приличном обществе, во всяком случае в то время, было не принято, обычно ложку подносили ко рту, а не наоборот. Таких мелочей, слава Богу, немного.

Музыка к "Идиоту" написана хорошо всем знакомым Игорем Корнелюком. Представляя его труд, режиссер Бортко не скупился на похвалы: прекрасная симфоническая музыка вышла и так соответствует духу и замыслу, что лучше и не надо.

Может, и не надо, но хотелось бы.

...Канал "Россия" ударно заканчивает этот сезон. "Идиот" – первоклассный телевизионный продукт, возможно, вкупе с "Театральным романом", представленным на днях каналом "Культура", символизирует поворот к русской классике, к большой литературе. А о повороте телевизионной аудитории к Достоевскому со всей очевидностью говорят данные телевизионной социологии: если доля первой серии составила 35,8, а рейтинг – 15, то уже вторая получила долю 35,9, а рейтинг – 17 (это данные по Москве, по России цифры "Идиота" чуть ниже, но держатся на уровне хорошего сериала).

Известная мечта Некрасова о том, чтобы с базара читатели понесли серьезных писателей, похоже, сбывается.