КЛАССИКА НА РАНДЕВУ СО ЗРИТЕЛЕМ

nigru.ru
09.06.2003
Елена Ленко

Телеканал "Россия" начал нынешний телевизионный сезон сериалом "Бригада", а закончил "Идиотом". Это первое добротное обращение к русской классике с советских времен предстало перед зрителем в виде десятисерийного дорогого проекта, который вывел канал по качеству продукции на бесспорную первую позицию.

Когда Валерий Тодоровский, продюсер, обладающий отличным чутьем, около года назад запускал этот проект, высоких рейтингов он не ожидал, но говорил, что госканал существует для того, чтобы делать подобные вещи. Однако "Идиот" побил по рейтингам все рекорды. Только в Москве доля аудитории фильма составила 36%. Десять лет ТВ держало зрителя на такой строгой бездуховной диете из кровопролития и мордобоя отечественного и импортного поизводства, что сегодня почти половине населения столицы стал нужен Достоевский.

Теперь, вероятно, будет преодолен психологический барьер продюсеров и зрителей в отношении сериалов. Если сериал можно сделать не только про бандитский Петербург, но и про город Достоевского, для ума, то его будут смотреть те, кто обычно сериалы не смотрит. Поэтому для российской многосерийности "Идиот" – явление знаковое. Появление жанра телевизионного романа в прайм-тайм на государственном канале – жест, соединенный с поступком, заявка на начало нового летоисчисления на ТВ.

Конечно, для мировой практики телероман не новость. Скажем, британское Би-Би-Си давно вовсю экранизирует собственную классику. Но для телевидения новой России это первый опыт. Сам режиссер "Идиота" Владимир Бортко говорит, что "хотел показать зрителям, что Достоевский совсем не тяжелый писатель и не скучный".

Отнюдь! Сложилось так, что на новом историческом витке российской жизни это сложнейшее, глубоко философское произведение мировой литературы смотрится как настоящий, очень современный бестселлер. Бортко снял историю князя Мышкина, который, начитавшись вдали от России книг о ней, представляет себе русскую жизнь как идеальный мир, а попав в реальную Россию, сталкивается с обычными человеческими страстями. Лично Мышкину ничего не надо, он хочет, чтобы хорошо было всем, но всем приносит несчастье. Он не выдерживает огромности принятой на себя боли и уходит в безумие. А вот здесь у каждого телезрителя свои ассоциации и свое восприятие Достоевского.

Пространный жанр телевизионного многосерийного фильма, который все же не хочется называть сериалом, больше всего подходит для экранизации такого объемного и глубокого произведения, как "Идиот". Бортко, как истинный мастер, нашел весьма удачный компромисс между двумя полюсами экранизации: собственным "я" и исходным текстом великого писателя.

Его фильм демонстративно классичен. Никакого клипового мышления, длинные, в духе театральных мизансцен, диалоги, отсутствие видимого действия, но действие глубинное, напряженное, со вторым планом, подтекстом, который как раз и необходимо показывать средствами кино.

И в то же время Достоевский в фильме другой – менее отвлеченный, понятный и обустроенный для широкого пользования. Бортко просто чуть-чуть сместил акценты, осветив роман под другим углом. И таким образом создал территорию, где комфортно телезрителю разных возрастов, пристрастий и социальных слоев. Наверно, это и есть телевизионное искусство – сделать сложное доступным, сохранив его сложность.

Картина Бортко построена на звездах, и это абсолютно оправданно. "Идиот" соединил два поколения, представителей старого советского кино и нового, любимцев продвинутой театральной публики и персонажей рекламных журналов.

Заслуженного артиста РФ Евгения Миронова отечественная публика знает по многим фильмам, но к концу сериала даже неискушенный зритель осознает, что это действительно великий актер, достойный великого писателя, и что "Идиота" надо было смотреть, чтобы увидеть в нем Миронова... Потому что веришь, что его герой действительно любит и жалеет всех людей, понимая в них что-то, не замечаемое остальными.

Хороши в картине Владимир Ильин (Лебедев) и Владимир Машков (Рогожин). Крепко и професионально сыграли своих героев Алексей Петренко и Александр Лазарев. Михаил Боярский и Александр Домогаров если и не поражают глубиной проникновения в образ, то точны и корректны. Просто невероятно хороша Инна Чурикова в роли Епанчиной. Она в картине неожиданно вышла на первый план и заставила понять, что и в романе ее героиня – одна из самых замечательных.

С чем в фильме явная проблема, так это с исполнительницами главных ролей, Настасьей Филипповной и Аглаей. Мастерский гротеск Чуриковой, оправданный для странных людей Достоевского, никак не продолжился в этих образах. В фильме это милые, красивые и совершенно обыкновенные женщины. Приходится вспоминать роман, чтобы соотнести с ними эмоции и оценки других персонажей.

Вележева играет мрачную одержимость, чем – непонятно. В ней нет страсти и нерва, нет второго плана. Отчего страдает ее героиня, отчего так жалеет ее Мышкин и так любит Рогожин – сказать трудно. А ведь чтобы сочувствовать ее страданиям, мы должны хоть в какой-то степени их понять: В Аглае же слишком много мелочности и упрямства. Неясно, почему Мышкин вспоминает о ней, как о свете, ведь светлой одухотворенности героине Будиной как раз и не хватает.

Вообще, думая об этих образах, приходишь к выводу, что с новым поколением молодых актрис что-то случилось. Похоже, глубинная причина истории, рассказанной Достоевским, ими так и не прочуствована. Не зря же Ольга Будина сказала: "Таких, как Настасья Филипповна, надо или на технических вещах делать, или в дурдом на реабилитацию ложиться". Возможно, это потому, что сама любовь как таковая нашим временем перестала ощущаться. А какие без любви женские образы – главный ключ к ним, вдохновлявший классика, потерян. Вот зритель и не понимает, откуда и ради чего все эти страдания. Так, "Секс в большом городе".

И все-таки спасибо Владимиру Бортко за то, что он ничего не стал ничего упрощать из страха остаться непонятным отвыкшему от классики телезрителю, дав ему шанс разглядеть за временем вечные истины. Явление Достоевского на экране состоялось, и у каждого он теперь свой.