ДОСТОЕВСКИЙ. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ В. ХОТИНЕНКО

prosa.ru
19.11.2011
Виктория Любая

"Важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали"
Жан-Поль Сартр

"Как много мы знаем и как мало понимаем"
Альберт Эйнштейн

...
В связи с 190-летним юбилеем русского классика Федора Михайловича Достоевского появился "информационный повод" (впрочем, он всегда был и никуда не девался) поговорить о его женщинах и женах, в частности. В отличие от А.С. Пушкина, женатого на красавице Наталье Гончаровой, и Л.Н. Толстого, женившегося по великой страсти на невыносимой умнице Софье Андреевне (такой невыносимой, что под конец жизни сбежал от нее на "железнодорожную станцию", как малое дитя – будто от себя убежишь...), чьи семейные "хождения по мукам" стали уже притчей во языцех, частная жизнь Достоевского, по каким-то причинам, оказалась не так "популярна". Но, как сказал поэт: "ничего не поздно из того, что поздно". И сериал "Достоевский", в общих чертах, восполнил этот пробел школьного образования...

Я уже как-то поминала эпизод из фильма Романа Балаяна "Храни меня, мой талисман", где в непринужденной обстановке, под рыжим абажуром, известные зрителям личности (М. Козаков, Б. Окуджава, О. Янковский, А. Сбруев) обсуждают (в связи с юбилеем Пушкина) вопрос: можно ли "играть", а если можно, то как – гения?

Мнения разделяются: Б. Окуджава говорит, что это возможно, потому что нужно играть не "гения", а человека; М. Козаков не согласен: "...ну, Вы играйте, если можете, а я не буду". Как-то так. ...

Опять же, вспоминается незабвенный Александр Сергеевич, сказавший о Грибоедове (но и, конечно, гениально обобщая): "...замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...", имея в виду, что людям свойственно мало интересоваться гениальными (выдающимися) современниками... пока они живы. (Да и после – не очень, – добавим мы уже от себя.) ...

Даже выдающимся современникам не всегда возможно разглядеть "среди своих" гения. Ибо, если талантливый человек движет человечество вперед на десятки лет, и в чем его "ценность" худо-бедно понять (разглядеть) еще можно, то гений – это вектор, определяющий направление человечества (и не только своей нации) – на столетия. Тут уж гляди-не гляди, а если не в состоянии прозревать будущее, то и не увидишь ничего, кроме "странности" или, хуже того, "безумия".

Опять же, рефлексия, некая отстраненность, "выстроенный сценарий" завершившейся жизни – которые тоже, во многом, помогают "объять необъятное" (ну, или хотя бы попытаться "объять"), ведь, как верно подметил один из персонажей Достоевского: "широк человек, я бы сузил"...

Вот такой "обуженный" вариант "из жизни Достоевского" и предложил нашему невзыскательному (оно и понятно) вниманию В. Хотиненко.

Не могу поручиться, на каких именно документах основывался автор сценария, но, очевидно, имеют место быть и дневники А.Г. Достоевской, и письма писателя, и, собственно, выдержки из сочинений Федора Михайловича (здесь я пишу о своих впечатлениях, поэтому никакой другой информацией о фильме я не пользовалась). Скажу сразу, несмотря на то, что серий было восемь, режиссеру, бесспорно, удалось НИЧЕМ не выказать гениальность русского классика, которую, как мы уже выяснили, выявить дано далеко не каждому. "По Сеньке шапка", все правильно.

Чем же дополнил наши сведения из школьного курса литературы уважаемый автор сериала? Про бедность писателя нам рассказывали; про "петрашевцев" тоже тема не была закрытой, поскольку "против царя"; про эпилепсию... да, про эпилепсию так красочно не рассказывали; про дурные наклонности, скверный характер и нехорошие мысли стыдливо замалчивалось; про обращение с женщинами как-то по касательной, по касательной...

Но что, собственно, сказано об этих "избранницах судьбы" в фильме? Да вообще-то ничего. Дали роль, а играть барышням, судя по всему, было и нечего. Беда. Не "Достоевский", а какой-то итальянский театр дель-арто: маски, маски, маски... Ну, поскольку Федор Михайлович все-таки русский классик, у него их (масок) – несколько, оттого и образ немного "выпуклей", у остальных же персонажей – по одной, "намертво прилепленной", и рядом с хрестоматийным гением (от литературы) выглядят они не то плоскими фигурами, не то вообще частью какой-то декорации, как, например, Тургенев или Некрасов, не говоря уже о женщинах Достоевского, так много (судя даже по его собственным произведениям и письмам) значившим в его судьбе.

А впрочем, может быть, это и было сверхзадачей В. Хотиненко – сыграть на контрастах? Предположим, такой ход конем: посмотрите, люди добрые, христиане православные, разве обычный человек, ведущий ТАКОЙ образ жизни, обуреваемый ТАКИМИ страстями, погрязший в ТАКИХ долгах и проблемах, мог при этом еще и писать философские романы-детективы?! Нет!.. ТАКОЕ под силу только гению! (И то, как нетрудно догадаться, не в одиночку)...

... Дорогие мужчины (режиссеры и прочие)! Женственность, с ее вожделенным всепрощением, смирением, терпением, любовью – это отнюдь не синоним тупости или дурости, честное слово. А то, что кто-то не может отличить одного от другого – так это уже, простите, совсем другая проблема. Возможно, считающие так выросли в тяжких моральных условиях, а возможно, дела обстоят еще хуже...

Но справедливости ради, конечно, нужно заметить, что и женщины, разумеется, бывают разными: одна, к примеру, выходя замуж, хочет быть счастливой сама, другая – мечтает сделать счастливым любимого человека... Да-с, каждый в этом мире для чего-то "предназначен". Расслышать бы – для чего...

К великому сожалению, просмотренный сериал не вдохновляет на серьезный разговор на эту тему. Хотя, даже если немного подумать, то что может быть серьезнее: мужчина и женщина, их сотрудничество и противостояние, понимание и непонимание, духовное взаимообогащение и душевное опустошение, физическое наслаждение и разрушение, восстановление и уничтожение... На этом же "весь мир (и литература и кино, в частности) вертится". Почему, например, то, что в одной паре предвещает гармонию – другой сулит крах и потери; а то, что одним давалось "на миг" – за терпение и искреннее взаимоуважение растягивается на долгие годы? Отчего то, что, по всем показателям, могло стать несметным сокровищем, при пренебрежительном отношении становится грудой битых черепков, а порой "из такого сора, не ведая стыда", поднимаясь над ним, прорастает нечто прекрасное и вдохновляющее других?..

Увы, если Анна Григорьевна Достоевская (о которой мы так ничего толком и не узнали из данного "мини-сериала") действительно была счастлива в своем, столь непростом, браке, то это вовсе не означает, что, живя по ее "рецептам", женщины, попавшие по каким-то причинам в схожие ситуации, будут ощущать себя аналогичным образом. В том-то и загадка и непостижимость и "мучение" нашего краткого существования (суть которого так хотелось постичь с помощью своих философских исканий Ф.М. Достоевскому), что не все в жизни человека поддается логичному объяснению, не все раскладывается на формулы, не все можно перенять, видя только "маску", не зная истинных причин, по которой играется та или иная роль... "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и, ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время: я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.". (Ф.М. Достоевский).

И тот, кому интересен человек, хотя бы попытается самостоятельно разобраться: а какими же они были, на самом-то деле (или какой стороной откроются лично Вам...), – великий русский писатель Ф.М. Достоевский и те, кто был в его близком окружении, – а не станет принимать на веру симулякр а-ля Володарский-Хотиненко. Ну, что поделать, им писатель "показался" вот таким...

P.S.: В течение фильма в кадр несколько раз попадает сам режиссер сериала, В. Хотиненко, играющий роль то ли родственника, то ли доверенного лица при тетушке Достоевского, сужающей его деньгами в долг: в черном фраке, с аккуратно подстриженной бородкой, хитроватой улыбкой-ухмылкой... Смотришь, а вспоминается почему-то вот это: "Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил"...

...