О ВОЛШЕБНОЙ СИЛЕ ЛЮБВИ

ruskline.ru
31.05.2011
Петр Кузнецов

Я увлекся Достоевским, когда мне было уже за сорок. Как оказалось, это никогда не поздно. Я так им "заболел", что мне мало уже было его романов. Я искал дома и улицы, где он жил, проникал сквозь кодовые замки на лестницы, считал заветные тринадцать ступенек и гладил руками перила, которых касалась рука писателя...

Я искал воспоминания о Достоевском, читал и перечитывал вновь и вновь. И вот появилась возможность увидеть своего литературного кумира на экране. Я очень ждал этот фильм (сериал "Достоевский" – РНЛ). Посмотрел все семь серий и нисколько не разочаровался в своих ожиданиях. Просто прожил вместе с ним, а временами, как мальчишка, переживал и не мог оторваться от экрана. Да, чисто внешне Федор Михайлович мне представлялся более старым, высоким, худым и изможденным, более хмурым, да еще глаза у него разного цвета. Но внутренний мир, доброту, искренность, ранимость, милосердие и страдание актеру Евгению Миронову удалось передать, на мой взгляд, блестяще. Говорят, что истинную ценность актера можно проверить на классике, и в этом случае его актерскую работу вполне можно поставить рядом с такими мастерами, как И. Смоктуновский, М. Ульянов, М. Прудкин, кто лучше других сумел воплотить на экране образы героев Достоевского.

Да и весь творческий коллектив фильма сработал замечательно. Женские роли вызывают восхищение. Я не говорю уже о блистательной Чулпан Хаматовой: болезненная красота ее героини, ее ум, впрочем, как и нелюбовь к Ф.М. Достоевскому, очень убедительны. Другие женские персонажи и Анну Григорьевну Сниткину играют в фильме малоизвестные актрисы, но как замечательно они это делают, какая напряженная работа за этим стоит! Теряешь ощущение, что это кино, кажется, что это сама жизнь и ты ее участник. Глядя на экран, ясно понимаешь, как губительна и мертва пустота человеческого сердца – "кимвал бряцающий и медь звенящая"... И как спасительна любовь, смирение и доброта. И здесь работа Евгения Миронова есть сложнейшее перевоплощение в образ, точное попадание в цель. Он даже голосом говорил каким-то придушенным, словно ему не хватало воздуху (как одному из его героев). Его актерская игра мне напоминала им же исполненную роль князя Мышкина. Но это и хорошо. Ведь этот князь во многом был сам Достоевский. Я как простой зритель не ставлю задачей найти недостатки, на то есть специалисты и критики и они об этом скажут. Мне важнее не то, не какой грим был на писателе Тургеневе, например, а то, о чем он говорил.

Вот образ любимого брата Федора Михайловича Михаила. Очень трогательно выписана его личность, не зря он его так любил. Показаны небольшие эпизоды из его жизни, но его смерть, связанная с земляникой, детством, Родиной, – она велика. Смерть важнее жизни.

О чем же этот фильм, какова его главная цель и на какого зрителя он рассчитан?

Последовательно показаны в картине основные этапы трагичной, полной драматизма жизни писателя, начиная от несостоявшейся казни на Семеновском плацу до кабального договора с издателем Стелловским и знакомством с будущей женой А.Г. Достоевской. Тогда, казалось, делалось в его судьбе все, чтобы мир никогда не узнал его великих произведений. Чтобы Федор Михайлович растворился в пучине каторги, страшной игровой зависимости, эпилептических припадков, каждый из которых мог оборвать его жизнь. Но провидению Божьему было угодно снова и снова бросать ему спасательный круг. Он прошел, казалось, все муки ада, но еще при жизни своей испытал подлинный литературный триумф и простое семейное счастье. У каждого мужчины в той или иной степени бывает своя Апполинария Суслова, но не каждому дается свыше своя Анна Григорьевна.

Авторы фильма хотели без обиняков продемонстрировать, что как человеческая личность великий писатель был не лишен человеческих слабостей и вполне серьезных пороков и страстей, но таков, видно, был крест его, учителя народов. Для создателей картины Достоевский – это писатель, который "буквально ногами своими" прошел по страницам своих будущих романов, в том смысле, что все драмы и трагедии своих героев он пережил в своей жизни. Все потаенные уголки человеческой души он открыл у окружающих его в жизни людей и, словно током высокого напряжения, пропустил через свое сердце, где, как известно "дьявол с Богом борется"... И эта битва для писателя не была исключением.

Говоря о гражданской позиции автора фильма, режиссера-постановщика Владимира Хотиненко, можно сказать, что он, на мой взгляд, совершил довольно смелый шаг, вставив в фильм сцену спора писателя Достоевского с писателем Тургеневым. Как выяснилось, последний имел весьма либеральные взгляды. Ах, эти господа либералы! Они и сегодня не особенно жалуют Ф.М. Достоевского.

И все-таки этот фильм больше о любви, этой волшебной силе, что позволяет тоненькому стебельку прорастать сквозь гранит. Слабое женское плечо, подобно домкрату, позволяет подняться погибающему исполину на невиданную высоту творческого духа.

Это чудо любви не только спасло для мира великого гения и пророка, но оно и сегодня актуально, т.к. дает надежду на счастье всем людям, всем читателям его книг, всем зрителям этого фильма. И в этом смысле фильм о Достоевском актуален, интересен и полезен широкому кругу зрительской аудитории, включая и молодежь, особенно ее!

В этом, как мне кажется, и была сверхзадача создателей картины. Ибо в наш меркантильный век, увы, не хватает людям высокой идеи жертвенности ради ближнего своего, во имя любви.

Мне кажется, фильм не ограничится семью сериями. На этом этапе Федор Михайлович, наподобие его героя Ивана Карамазова, сомневается, мучается: а есть ли Бог и бессмертие? Ему еще предстоит встретить своего "Серафима шестикрылого" (великого Оптинского старца Амвросия) и написать, подобно пушкинскому Пророку, свой главный труд жизни – роман "Братья Карамазовы", где вопросы веры Православной будут для него уже окончательно решены.

Человек не родится для счастья,
Он его завоюет страданием;
Ясный день прорастет сквозь ненастье,
Злое сердце пронзит покаяние.

Друг за другом печатают след
Преступление и наказание:
"Видишь, там, на горе, появляется свет" –
Это крест нам назначил свидание.