О ТЕЛЕВИЗИОННОМ ФИЛЬМЕ "ДОСТОЕВСКИЙ"

echo.msk.ru
30.05.2011
Александр Потемкин

Весьма распространенное мнение, к которому нас настоятельно приучают: на современном телевидении все больше продукции, которая ничего не говорит ни уму, ни сердцу. Причем часто такие творения рекламируются с особым размахом и сопровождаются многообещающими анонсами, как события невероятные по значению, хотя в итоге лишь очередной раз занижают общественные вкусы. Да и вообще, в нашей культуре растет число продуктов, в которых человек с умом совершенно не нуждается. Более того, они оскорбляют его разум.

К сожалению, сказанное вполне распространяется на телесериал "Достоевский".

Внутренняя пустота фильма не способна привести в действие ни энергию ума, ни вдохновение чувств. По уровню он сопоставим, на мой взгляд, с латиноамериканскими мыльными операми. Но те, по крайней мере, не претендуют на оценки по критериям искусства и гораздо честнее в своей бесхитростной завлекательности. Отсюда та брезгливость и отвращение, сопровождающие меня по всему действию этого вредного сериала.

Господа!

Прикоснуться к такому великому мировому уму, каким является Федор Михайлович Достоевский, гордость нации, может позволить себе лишь обладатель богатства духа и сознания. Страсть Федора Достоевского к познанию жизни и разгадке тайны человека обернулась в фильме обывательскими мелодрамами, бесконечными любовными похождениями в духе "клубничных сюжетов", безвкусными сценами в казино и прочей пошлятиной. Не хочу перечислять конкретные эпизоды или уточнять антологию банальностей, поскольку весь фильм мне представляется беспросветным убожеством.

Сотня людей, создавших этот "телехит" (вероятно, на бюджетные средства) и выпустивших его в эфир на федеральном канале, не осознали, что они сотворили зрелище низкопробное, бессмысленное, оскорбляющее гений великого соотечественника, да и всех россиян, а значит, глубоко вредное.

Осветить такое великое явление,как феномен Достоевского, может позволить себе далеко не каждый кинодеятель. Здесь дело не в опыте и не в профессионализме. Наверное, в масштабе личности и в художественной ответственности. Подсказать, как надо снимать фильмы о гениях, невозможно, как невозможно рекомендовать, как сочинять музыку Шостаковича, как писать стихи Пушкина, как создавать картины Шагала. Однако пример "Амадеуса" Формана, глубоко корректные и мастерски выстроенные произведения западных студий о Гете, Шекспире, Микеланджело и других выдающихся личностях мировой культуры доказывают, что удача здесь возможна. И все мы были бы рады появлению биографического шедевра о выдающемся нашем соотечественнике.

Что касается сериала "Достоевский", думаю, его надо поскорее забыть и не возвеличивать незаслуженной полемикой.

Не о чем здесь спорить.