ФЕДОТ, ДА НЕ ТОТ

Газета "Комсомольская правда"
27.05.2011
Николай Кривомазов

Евгений Миронов, сыгравший Достоевского, безусловно, артист. Но зачем стулья, то бишь, биографию Федора Михайловича ломать?! Смотрю Миронова, а вижу... Чубайса, который в своем интервью лондонской газете "Financial Times" признался: "Я перечитал всего Достоевского, и теперь к этому человеку не чувствую ничего, кроме физической ненависти. Когда я вижу в его книгах мысли, что русский народ – народ особый, богоизбранный, мне хочется порвать его в куски".

На этом всю нашу говорильню про это кино можно бы и закончить. Потому что режиссер Хотиненко так и сделал. Он порвал Достоевского "в куски"! После такого кино кому-то действительно захочется выбросить вон все его сочинения.

В чем главная ошибка этого телевизионного сочинения? В том, что Достоевский действительно был не подарок. И Пушкин тоже не подарок – один донжуанский список Пушкина насчитывает почти двести "баб" – вот можно сделать киношку! А уж Моцарт – это такой не подарок, скажу я вам! Посмотришь отдельные сцены из фильма Милоша Формана "Моцарт", и увидишь откровенного дебила. Посмотришь другие кадры – королевский холуй, не больше. А как он, Моцарт, пишет в фильме свою музыку – обхохочешься! Сальери то и дело морщит свои губки, глядя, как Моцарт это делает. Вот про кого надо кино снимать – про Сальери. Умненький, благоразумненький. Как Буратино. И музыка соответственная.

Когда я создавал Издательский дом "Гражданин" и начал издавать журналы "Гражданин" и "Русская водка", я полез не только в историю русского застолья, но и в подшивки старого журнала "Гражданин", главный редактором которого несколько месяцев был – правильно – Достоевский. Боже, оказывается, это страшно греет душу и холодит сердце! Ты читаешь "Гражданин" Достоевского, примеряешь его на свой "Гражданин" и невольно чувствуешь себя ма-ахоньким, но Достоевским.

Ребята! Чего это вас так перекосило, что вы ничего, кроме баб, рулетки и откровенной ненависти у Федора Михайловича и не увидели?

Если я неправ, меня охотно поправят. Сейчас накидают столько, что мало не покажется! Критики станут разбирать тонкости игры, не обращая внимания на саму игру. Плохую игру. Игру в классики.

Можно сделать киношку про "пьяницу" Ивана Грозного. А можно сделать, как это сделал Эйзенштейн, вечный фильм "Иван Грозный". Все дело в пропорциях. Пересолишь, переперчишь, и блюдо становится несъедобным.

Сейчас я покажу, как это делается. ...

Первая серия нашего кино: Александр Македонский – сын психопатки Олимпиады и царя Филиппа II, которые "пили вина хорошего качества". Тот самый, который уничтожал целые народы и своих братьев, и помог убить своего собственного папу. Потомственный гомосексуалист, эпилептик, алкоголик, умер от беспробудной пьянки в доме своего возлюбленного мальчика-евнуха Медиуса в 33 года.

А французам надо предложить другого героя, только ведь не снимут, собаки! Они ведь живут по принципу: если ты сам себя не уважаешь, кто ж тебя, дурака, уважать-то будет! Поэтому у них уже есть кино про Анри де Тулуз-Лотрека, но совсем-совсем не такое, что сняли бы наши. Итак, художник Тулуз-Лотрек. Завсегдатай кабаре "Мулен Руж". Упившись там, ехал в пивные, в публичные дома. Любил цирк, а также захаживал в больницу Сен-Луи, где по субботам наблюдал, как хирург кромсает тела своих пациентов. Страдал от галлюцинаций и кошмаров. Допился до белой горячки и загудел в психушку. Когда его выписали, снова начал пить "вина хорошего качества" и ходить по б... В 1901 году отнялись ноги, а к осени парализовало так, что он мог передвигаться только в кресле-каталке. Не дожил до 37 лет.

Правда, в пику этому 37-летнему карлику могут сказать, что премьер-министр Великобритании Черчилль, выпивавший минимум бутылку коньяка в день, дожил до 91 года. Ну, и что? Зато он пропил и прокурил здоровье своих потомков: одна его дочка – Диана – покончила самоубийством, вторая стала алкоголичкой. Но вы никогда не увидите такой английский фильм про Черчилля! ...

Немцы. Немецкое кино. Которое немцы не снимут ни-ког-да. А ведь нетрезвость предков – дед по матери был даже алкоголиком, – привела к тому, что Гете и сам уродился психопатом, страдающим галлюцинациями, и сестру имел сумасшедшую. И супругу нашел под стать себе – Кристиану Вульпиус – дочку алкоголика, умершего в 1786 году от белой горячки. Сын Гете – Август, будучи тяжелым психопатом и пьяницей, умрет в возрасте 41 года, имея цирроз печени и мозг, разрушенный алкогольным ядом. Далее, в 1791 в семье Гете – мертворожденный ребенок. В 1793 рождается девочка, которая умирает через несколько дней. В 1795 – мальчик, умер через 2 недели. В 1802 – девочка, умерла через несколько часов. Кстати, музыку по стихи Гете писал внук алкоголички, сын алкоголика и все-таки алкоголик – Бетховен. Умер от алкогольного цирроза печени. Генрих Гейне, о котором В.М. Коган-Ясный в 1928 году написал: "вырожденец и дегенерат, имея тяжелое наследственное заболевание, страдая много лет, он лежит прикованный к своей постели и невыносимо страдает".

Можно еще кино про двух поэтов сварганить. Байрон – дурная, пьяная наследственность, эпилептик, психопат, наркоман, сожительствовал со своей сестрой Августой. И Лермонтов. Но не тот прекрасный фильм, где Лермонтова играет Коля Бурляев, а нечто в стиле нынешней "антидостоевщины". ...

Вот так, постепенно, мы и подвели наше кино к "нашему все" – к самому Александру Сергеевичу. Впрочем, если ты, мой юный читатель, уже понял мое неприятие фильма "Достоевский", то можно бегом переключаться на другую колонку – там, где пишут про Пугачеву и про Лолиту с Басковым. ...

Не хочу дарить нашим киношникам готовые сюжеты для новых "достоевских". Я, конечно, еще раз прошу прощения за этот явный перебор с дурными примерами. Им место – в специальных лечебницах да в таких же специальных учебниках. Но все дело в том, что кино про Достоевского наверняка увидели миллионы достаточно непросвещенных на этот счет людей. Увидели и поверили. Многие поверят навсегда. Значит, надо срочно лечить их от этой болезни. Включая всех зрителей и авторов этого весьма хорошего фильма. Что еще хуже. Было бы сделано плохо – было бы лучше.