ИГРА В КЛАССИКА

Газета "Комсомольская правда"
26.05.2011

Наши корреспонденты не сошлись во мнениях по поводу сериала "Достоевский"

ЗА: СЕРГЕЙ ЕФИМОВ
Снимать и показывать такое кино – подвиг

Наверное, у Хотиненко и правда не получился всеобъемлющий портрет классика. Подозреваю, он и не ставил перед собой такой задачи.

Но ведь неправильно оценивать "Достоевского" вне телевизионного контекста. Сериалы, которые обычно идут на главных каналах, даже критиковать противно; по характеру воздействия на нацию они находятся где-то между паленой водкой и тяжелыми наркотиками. "Достоевский" – это противогаз, протянутый погибающему от недостатка кислорода. Я и забыл уже, что актеры могут играть одними глазами, что диалоги не обязательно вызывают приступ тошноты, а два кадра можно смонтировать так, чтобы екнуло сердце. И писатель в фильме – живой, а не упырь из учебника.

А главное, захотелось Достоевского перечитать. Я догадывался, что он и сегодня актуален, но чтобы до такой степени... За одно это режиссеру спасибо. И каналу "Россия" тоже: в наше время поставить такое кино в прайм-тайм – это подвиг.

ПРОТИВ: АРТЕМ ГУСЯТИНСКИЙ
Писатель в законе

Когда на каждом углу кричат о нашем жутком ТВ, развращающем молодежь и доводящем до инфаркта стариков, самый надежный для телеканала путь – сделать сериал а-ля "Достоевский". И прослыть большим просветителем, как тот барин из "Формулы любви", который всех мужиков заставлял латынь учить – желаю, мол, думать, что я в Древнем Риме. Кем и где будут представлять себя зрители, после того как посмотрят "Достоевского", а затем "Тургенева", "Грибоедова", "Фонвизина" или "Баратынского", остается только догадываться – наверное, свихнувшимися продавцами в книжном магазине. Судя по всему, на наших экранах подобные сериалы скоро будут появляться с регулярностью, которой бы позавидовал и "Мент в законе".

Очень удобно – открыл учебник литературы, ткнул в первый понравившийся портрет и занялся чем-то в духе материализации чувственных идей, которой в той же "Формуле любви" промышлял граф Калиостро. Вроде как большую нравственную миссию выполняешь, зрителей воспитываешь – стало быть, на благое дело и инвесторам денег не жалко.

И получается в итоге почти как у Калиостро: с одной стороны, все красиво, с приличными декорациями и актерами, а с другой – тряхнули "инвесторов" и со словами "Очень быстро, Жакоб!" помчались осуществлять очередную материализацию...