СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ БАНДИТИЗМА И СЛЕЗА РЕБЕНКА

proza.ru
25.05.2011
Алексей Курганов

Не знаю, случайно или преднамеренно составители программы телеканала "Россия 1" на этой неделе поставили рядом время демонстрации сериалов "Достоевский" и "Бригада", но эффект получился на редкость многозначительным: с одной стороны – цинизм, эгоизм, пофигизм, совершенно бездушный практицизм, полнейшее безразличие к людям, не входящими в т.н. "свой круг" (да и к этим "своим" отношение больше истерично-показушное, нежели нормальное человеческое). С другой – ни капли эгоизма, постоянные сомнения, противоречивость мыслей, удивительно сочетающаяся с глубоко продуманной последовательностью поступков, которые порой поражают просто-таки мальчишеской безрассудностью (игра Достоевского в казино Висбадена). Постоянные метания души, и через эти метания – познавание мира и поразительное богатство своего внутреннего "я". То-есть, Россия ТА, которую, похоже, мы безвозвратно потеряли – и Россия ЭТА: сегодняшняя, современная, т.н. "цивилизованная" и "коммерциализованная", Россия лавочников в смокингах и кривляк всех мастей.

Именно в этом контрасте игру Миронова (Достоевский) и Безрукова в роли Белого можно оценить только на "пять", и на фоне именно этого контраста так наглядно и так ощутимо выглядит пропасть, которая разделяет Россию ТУ, "достоевскую", и Россию ЭТУ, "бригадную"-бригадирскую". Помните, как в эпиграфе к "Бесам", в Евангелие от Луки: "Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся, и пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.". "Бригадовские" бандиты – те же свиньи. Только вот какая удивительно ироничная метаморфоза бытия: сегодня такие, как они, уже не тонут...

Да, можно быть поклонником и творчества Достоевского, и Достоевского как конкретной Личности, можно восторгаться и "цивилизованным" бандитом Белым, можно, наоборот, быть их яростными противниками, но, хочется этого или нет, приходится признать: и тот, и другой –фигуры знаковые, даже несмотря на то, что Достоевский и в сериале, и в Истории – образ конкретный, а Белый – типажный, собирательный. В любом случае, и тот, и другой заставляют телезрителя задуматься, хотя бы просто – задуматься (что уже немаловажно!), а это – большое достижение для нашего сегодняшнего телевидения, ориентированного исключительно на бездумное, совершенно безразборчивое, всеядное потребление.