ПИСАТЕЛЬ ИГОРЬ ВОЛГИН: В "ДОСТОЕВСКОМ" ЕВГЕНИЮ МИРОНОВУ НЕЧЕГО БЫЛО ИГРАТЬ

Газета "Мир новостей" №23
31.05.2011
Виктория Катаева

Писатель, литературовед, историк, самый известный в мире исследователь жизни и творчества Федора Достоевского Игорь Волгин специально для "Мира новостей" прокомментировал сериал режиссера Владимира Хотиненко, показ которого завершил канал "Россия"

— Признаюсь честно: я далеко не в восторге, хотя очень люблю Евгения Миронова и ценю Владимира Хотиненко, – начал Игорь Леонидович. – Дело даже не в биографических ляпах и исторических неточностях. В конце-концов, это не документальное кино, а художественная лента, где вполне возможны допущения и смещения. Недопустима лишь психологическая неправда. Она заложена в самом сценарии – "драмодельском", поверхностном, иллюстративном, наскоро испеченном по шаблонам сугубо ремесленного свойства. Речи (особенно политические), вложенные в уста Достоевского, звучат нестерпимо фальшиво. Трудно поверить, что автор "Братьев Карамазовых" был настолько примитивен. Миронов – замечательный актер, что видно даже в этой картине. Но ему там просто нечего играть. А ведь именно он мог бы состояться как "настоящий" Достоевский. Вспомним хотя бы его замечательного князя Мышкина в "Идиоте".

В свое время я был консультантом фильма "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", где играли Анатолий Солоницын и Евгения Симонова (1981 год). Правда, моя роль консультанта ограничилась тем, что я подтвердил: Достоевского действительно звали Федор Михайлович. Нельзя сказать, что тот фильм Зархи – какой-то шедевр. Но там, по крайней мере, был сюжет, был нерв, был стиль и, главное, не было пошлости.

— Вы сказали о многочисленных исторических неточностях в фильме. Какие именно?

— Например, ... комедия: у героя начинается приступ эпилепсии, когда первая жена говорит, что он пишет хуже Гоголя и Тургенева. Наконец-то ясна подлинная причина недуга! Жена иногда называла его каторжником, но подобных глупостей не произносила. Это факт скорее из биографии Булгакова: ему приходилось писать урывками, и он как-то заявил супруге, что в таких условиях не работал даже Достоевский. На что получил ответ: "Но ты же не Достоевский!" Между прочим, вскоре Булгаков с женой развелся...

Не говорю о постельных сценах – без них нынче какое же кино? Однако, как говаривал Томас Манн, "Достоевский, но в меру". Мера в искусстве вообще вещь небесполезная. Кстати, экранные женщины Достоевского – едва ли не особы легкого поведения. По фильму писатель застает свою первую жену в объятиях любовника. Между тем он знал об их связи задолго до свадьбы. И на самом деле тут развертывалась глубочайшая драма: Достоевский хлопочет за соперника, пытается устроить его карьеру – и все ради любимой женщины. Вот захватывающий сюжет для психологического кино. Здесь же, как в анекдоте: "застукал жену".

— В интернете активно критикуют игру Евгения Миронова: мол, его Достоевский мелочен, суетлив...

— Увы, тут трудно что-либо возразить. Герой Миронова – хороший человек, но ведь это не профессия. Достоевский, "кроме этого", еще и написал кое-что. В фильме он даже не очень-то и умен. Плоскостен, однообразен. ... Есть, правда, замечательные сцены. Удачно найден прием с портретом Перова, когда тот рисует Достоевского. Хорошо, "с нервом" играет Чулпан Хаматова. Старается Алла Юганова, сыгравшая вторую жену, Анну Григорьевну. Но какая-то она слишком уж наивная, у реальной Анны Григорьевны были железный характер и настоящая житейская мудрость. Вместо того чтобы требовать от мужа бросить рулетку, она давала ему полную волю, и он сам изжил эту страсть. Он все деньги отдавал ей. И она выдавала ему на игру беспрекословно столько, сколько он просил.

— Несколько лет назад потомки Сергея Есенина обращались в суд, настолько им не понравился сериал о поэте. У Достоевского есть правнуки в Санкт-Петербурге?

— На днях на конференции в Старой Руссе я виделся с правнуком писателя, Дмитрием Андреевичем Достоевским. Кажется, он еще не смотрел сериал. Но вообще никто (не только родственники, но и мы, именуемые специалистами) не может предписывать художнику, как именно он должен видеть героя. Правда, Достоевский, как и Пушкин, и Толстой, – это наше национальное достояние. А таковое положено, по крайней мере, беречь.