КОГО СБРОСЯТ С КОРАБЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ ЗАВТРА?

Газета "Московская правда"
17.06.2011
Татьяна Сергеева

Поздравим друг друга: Госпремию этого года получил Евгений Миронов. Жаль, что отменена Гертруда (Герой соцтруда на советском волапюке), по совокупности заслуг следовало бы сразу золотую звездочку на лацкан.

При советской власти, побуждавшей молодежь исполнять завет вождя учиться, учиться и еще раз учиться, в страшном сне не приснилась бы обложка романа "Идиот" Достоевского с портретом актера в роли Мышкина. Таких книжек сейчас полно на развалах: не берут. Тем не менее следует, полагаю, ожидать выхода из печати, к примеру, "Униженных и оскорбленных" с портретом все того же актера, теперь уже в роли самого автора романа. Альтер эго автора, то-есть Глеба Нержина, в телеэкранизации романа "В круге первом" свежий лауреат Госпремии уже сыграл. Отчего бы не замахнуться теперь на роль самого Александра Исаевича, ведь после Достоевского все позволено?

Слышала тут в "Магии кино" по "Культуре" режиссера Владимира Хотиненко, который с воодушевлением неофита живописал ведущим, что Мария Дмитриевна Исаева, оказывается, кричала Достоевскому, что не Гоголь он, не Гоголь. А мне отчего-то вспомнилось, как историк Гриша, герой одной из городских повестей Юрия Трифонова, глядя на успешного драматурга, закрутившего роман с его женой, актрисой Лялей, вдруг делает страшное открытие: "А ведь он Достоевского не читал". В позднесталинские времена, между прочим, правоверным драмоделам и не полагалось интересоваться почти крамольным автором. Да и вождь, определяя каждому свое, казня и милуя (из интереса посмотрите на досуге списки лауреатов Сталинской премии в области литературы за 1941-1942 годы), имел дело именно с этими писателями, других, как он сам признавался, у него не было. Ну, этих ведущий "Апокрифа", справивший поминки по советской литературе эвон когда, с парохода современности уже посбрасывал. Однако чувствую: грядет столь же черный час и для представителей русской литературной классики. Собственно говоря, Достоевский тут оказался первым ответчиком за все. Даже у слишком широкого (по диапазону) постсоветского актера не получилось долго представляться гением русской словесности. Нет-нет да и проглянет через сложный реалистический грим персонаж постмодернистский, сыгранный ранее в фильме про Пиранью, взращенный в пробирке гомункулус, отвязный подонок с присказкой от пушкинского Фауста: "Мне скучно, бес".

К 200-летию великого русского литературного критика по "Культуре" показали документальный фильм "Интеллигент Виссарион Белинский". В поисках своего героя Александр Архангельский первым делом отправился на спектакль "Берег утопии" по пьесе Тома Стоппарда в Российский молодежный театр. Английский драматург сочувственно изобразил молодых русских интеллектуалов, в их числе "неистового" Виссариона. Это впечатлило авторов, подсказало ход: в начале фильма красивый молодой артист, играющий Белинского, входит в театр, а в конце из театра выходит, чтобы влиться в уличную круговерть. Ехать в провинцию по следам юбиляра – увольте. Кадров, снятых в советское время, предостаточно, в том числе и из биографического фильма "Белинский" 1953 года. Фишка – уничижительный комментарий ко всему советскому периоду. То ли дело прокатиться из российского безобразия в игрушечный европейский городок, где персонаж лечился. Сопоставим зарубежный видеоряд фильмов о Достоевском и Белинском: один в один. "Да, так диктует вдохновенье" мастерам культуры.

А какой был веский повод объяснить в связи с письмом Белинского к Гоголю, как действует у нас принцип "своя своих не познаша". Да и что же такое было это самое письмо, почему его чтение и распространение считалось преступным? Почему Достоевский полагал, что, будь Белинский жив, он пришел бы к славянофильству? Почему Некрасов уже после отмены крепостного права все-таки ставил рядом, вместе Белинского и Гоголя, призывая желанное времечко, когда этих авторов, а не "милорда глупого" (образчик массовой культуры того времени вроде сериального телемыла) станет читать народ. Никакой сэр ответа на эти русские вопросы не даст. А тех, кто в телевизоре, они, увы, не волнуют.