ДОСТОЕВСКОГО ОТЛУЧИЛИ ОТ ЛИТЕРАТУРЫ

Газета "Правда"
02.06.2011
Лариса Ягункова

Крутится, вертится игральный кубик, брошенный детской рукой на географическую карту, – сколько выпадет очков, столько шагов отмерит по карте оловянный солдатик. Правила таковы: кто дальше шагнет, тот и победит. Играют пятеро детей, самый азартный – десятилетний Федя. Маменька бледно улыбается – не знает, как далеко поведет ее неугомонного сына жизненная стезя.

Это заставка к сериалу В. Хотиненко "Достоевский" – она будет повторяться из серии в серию. Как понимать этот режиссерский прием? Первая мысль – это ностальгия, то самое прекрасное воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома, которое может поддержать в трудный час, придать силы в беде, послужить человеку во спасение.

И такая мысль не случайна. Жизнь уготовила Достоевскому тяжелейшие испытания. Будущность молодого писателя была сломана арестом и смертным приговором только за то, что он читал и распространял письмо Белинского к Гоголю, ратовал за свободу книгопечатания и хлопотал об устройстве нелегальной типографии. Мало найдется на свете людей, которые стояли на эшафоте в ожидании казни, неожиданно замененной "высочайшим помилованием". Это была безобразная инсценировка, изуверская пытка, придуманная царем.

В 28 лет Достоевский оказался в Омской каторжной тюрьме. "Чернорабочий, грамоте знает", – значилось в описи заключенных. Каторга была ужасна: четыре года Достоевский день и ночь носил "ножные железа" – кандалы. Здесь усугубилась тяжелая болезнь – эпилепсия, смолоду и до самой смерти отравлявшая его существование. С этой болезнью и клеймом государственного преступника он должен был начать жизнь сначала, чтобы исполнить свое жизненное предназначение и стать выдающимся писателем, художником на все времена, как никто сумевшим осветить потемки человеческого сознания.

Можно любить или не любить этого писателя, можно не принимать его вынесенного с каторги христианского мировоззрения, но, согласитесь, его жизнь и творческий труд вызывают глубочайшее уважение. К Достоевскому надо подходить почтительно, бережно, с той мерой серьезности, с какой он сам относился к людям и в жизни, и в творчестве. Только так можно приблизиться к этому гению. Фамильярность тут невозможна. Об этом думаешь, когда знакомишься с произведениями самого массового искусства, адресованными широкой аудитории в год, который можно по праву назвать Годом Достоевского.

Две памятные даты – годовщины рождения, 11 ноября 1821-го, и смерти, 9 февраля 1881-го, – конечно, подстегнули творческую активность кинематографистов. Великого писателя давно не было на экране: последний раз мы видели его в фильме А. Зархи "26 дней из жизни Достоевского" – там играл Анатолий Солоницын. За минувшие 30 лет выросли новые режиссеры и актеры – естественно, самым смелым захотелось вновь подступиться к этой мощной фигуре. Но как это сделать, с какой стороны подойти в наше смутное, расхристанное время? То, что было для Достоевского сутью жизни, средоточием всех интересов – литература, философия, религия, – не во всякой голове теперь может уложиться. То, что представляло для него поле деятельности – литературная и издательская работа, – решительно не поддается кинематографическому освоению: нынешний кинематограф – это прежде всего зрелище. Кому сегодня нужен Достоевский с его рукописями и журналами? Остается личная жизнь. Можно показать великого писателя через отношения с женщинами, которых он дарил своим вниманием, – вот это будет кино! Кто-то неосторожно сказал, что жизнь Достоевского так же интересна, как его романы, – стало быть, сюжет есть.

К этому сюжету обратились сразу два режиссера. Кроме сериала В. Хотиненко – чуть раньше – вышел фильм Е. Ташкова "Три женщины Достоевского". Оба режиссера поспешили продекларировать свои лучшие намерения. В интервью "Российской газете" В. Хотиненко сказал, что его увлекает возможность заглянуть в творческий мир писателя, "посмотреть, как что-то из жизни перекочевывает в его произведения... рассказать простую, сложную, человеческую жизнь гения". В интервью, данном агентству "Татар-информ", он пошел еще дальше: "...в стране назрела необходимость в лекарстве. А Достоевский – это в определенном смысле лекарство. Общество хочет разобраться в том, что происходило с нами за последние 25 лет". Вот так – ни больше и ни меньше.

Режиссер Е. Ташков куда скромнее в своих намерениях: "Идея нашего фильма в том, чтобы рассказать о Достоевском через судьбу тех женщин, которые его окружали". В общем, посыл обоих кинематографистов ясен: через живое чувство показать богатство натуры писателя, его творческий потенциал. Но от намерений до результата еще далеко.

* * *

Крутится, вертится кубик, оборачивается то одной, то другой гранью. Так что же хочет сказать режиссер В. Хотиненко этим навязчивым образом? Не то ли, что жизнь – игра, лотерея: повезет – не повезет? Бедному Достоевскому очень не везет. Еще в Семипалатинске, неся тяжелую воинскую повинность после каторги, влюбился в романтичную Марию Исаеву, вскоре оставшуюся вдовой, женился на ней, привез из глухомани в Петербург – а у нее оказалась чахотка. Муж, как известно, любит жену здоровую. А тут появилась крайне эмансипированная Аполлинария Суслова – и он не устоял. Жениться на темпераментной красавице не посмел – как-никак обвенчан перед Богом, а вот за границу вслед за Аполлинарией отбыл. Но опять не повезло: та до смерти влюбилась в испанца Сальвадора...

Пересказывать сюжет в таком тоне тяжело, но ведь эти перипетии и составляют чуть ни все содержание произведений Хотиненко и Ташкова. Попутно с темой любовных томлений человека, похожего на Достоевского (а ведь и впрямь похожи оба исполнителя – Евгений Миронов у Хотиненко и Андрей Ташков у Ташкова-старшего – и, более того, обладают внутренним нервом), возникает еще и мотив братской любви: беспокойному Федору споспешествует уравновешенный Михаил (тут Сергею Тарамаеву и Виктору Ракову нечего играть, кроме постоянной озабоченности).

Понятно, авторы обоих произведений пользовались одними и теми же источниками – оттого действие идет в унисон, а многие эпизоды почти буквально повторяют друг друга. Тем более что время действия одно и то же: от Сибири до последних лет. Только Е. Ташков обошелся без мнимой казни и каторги, начав прямо с выхода на поселение, а В. Хотиненко с размахом инсценировал и казнь, и каторгу, нисколько, впрочем, не заботясь об исторической достоверности. Семеновский плац, где совершалась казнь, он "нашел" в Гатчине, а в самой сцене допустил большие неточности. Как известно, Достоевский был во второй тройке обреченных – к столбу его не привязывали, мешка на голову не надевали, и целиться в него никто не собирался. Видимо, сценаристу фильма Э. Володарскому и самому режиссеру показалось творчески выигрышным такое историческое передергивание: они, мол, не учебное пособие по истории готовили, а художественное откровение. Но до художественности этому фильму очень далеко, хотя оператор Илья Демин со вкусом снимает красивые пейзажи и красивых женщин. А женщин здесь много, одна гламурнее другой.

Конечно, в сериале метража куда больше, чем в обычном фильме, и потому В. Хотиненко вместе со сценаристом Э. Володарским вспомнили еще об актрисе Сашеньке Шуберт и о сестрах Корвин-Круковских, в то время как Е. Ташков держался общеизвестной триады. Но вот что удивительно: ни в том, ни в другом фильме герой никак не раскрывается в своем подходе к этим в сущности разным женщинам. Чем он привлек, поразил каждую из них – неужто лишь тем, что писатель? Так оно и выходит, ибо отношение его ко всем и к каждой абсолютно схематично. Несколько детальнее показаны его чувства к Анне Сниткиной – жене, другу, матери семейства, но и тут не обходится без схемы в изображении простых житейских радостей и горестей – и схема-то какая-то немецкая, бюргерская. И в том, и в другом фильме молодые, одаренные актрисы – даже наиболее опытная и востребованная из них Чулпан Хаматова (Мария Исаева) – играют театрально, с нажимом, и это не их вина: такова вообще стилистика обоих фильмов, как бы уводящая от жизненной правды.

Правда, собственно, и не нужна авторам – иначе они внимательнее отнеслись бы к источникам и поняли, что несчастная Мария Исаева – вовсе не взбалмошная эгоистка, решительная Аполлинария Суслова – не роковая инфернальница, а кокетливая Сашенька Шуберт – не искательница приключений. Все это женщины по-своему замечательные, не говоря уж о юных сестрах Корвин-Круковских – в недалеком будущем революционерке, участнице Парижской коммуны Анне Жаклар и выдающемся ученом Софье Ковалевской. Они были достойны любви и дружбы Достоевского.

Кстати, В. Хотиненко обещал "посмотреть, как что-то из жизни перекочевывает в его произведения". Вот и удобный случай: вспомним, как в романе "Идиот" князь Мышкин доверительно рассказывает дочерям генерала Епанчина о том, как он жил в Швейцарии. Образ Аглаи, несомненно, навеян личностью Анны, да и сама ситуация покорения безденежным князем генеральского семейства очень напоминает историю внедрения Достоевского в дом Корвин-Круковских. Однако никаких параллелей ни в этом, ни в других случаях режиссер не проводит, хотя поводов к тому более чем достаточно.

Творческая жизнь Достоевского отображена Хотиненко и Ташковым в сценах публичных чтений. Как известно, Достоевский умел и любил читать вслух свои и чужие произведения. И, надо сказать, читают оба исполнителя хорошо – они остаются при этом сами собой, артистами, мастерами художественного слова. Им не надо перевоплощаться в Достоевского, которого они, в сущности, достаточно не знают и плохо понимают, хотя стараются убедить и себя, и зрителя в обратном. Но это исполнители главных ролей – они по крайней мере начитаны и наслышаны о своем герое.

Что же касается актеров, представляющих у Хотиненко других светочей русской культуры, просто страшно становится от их дремучего невежества. Можно ли показывать великого Тургенева таким, каким он представлен в фильме? Всякий уважающий себя актер, по крайней мере читавший "Записки охотника", обязан отказаться от шельмования замечательного художника и патриота земли русской. Мало ли что там понапишет русофоб Володарский – он ненавидит Тургенева именно за то, за что любит и почитает его по сей день вся читающая и мыслящая Россия: за русскую душу, за ненависть к крепостничеству, за сочувствие и помощь социалистам. А актер Владимир Симонов ничтоже сумняшеся повторяет за русофобом Володарским все его пакости.

Чуть больше повезло другому русскому светочу – Некрасову. Он, по крайней мере, не карикатурен. Но зато представлен лишь дельцом, покупающим у Достоевского рукопись, – он хочет обойти конкурента Каткова, только и всего. Есть, правда, еще один эпизод, в котором Некрасов уже на смертном одре принимает Достоевского, они вспоминают прошлое – мило, тепло. Но разве это Некрасов периода "Последних песен"? Какой-то бодрячок в нижнем белье. Знают ли режиссер и актер, от какой болезни умер Некрасов, как он страдал перед смертью? Достаточно посидеть день-другой над этими последними песнями, чтобы сыграть иначе.

* * *

...А кубик все крутится и вертится: тройка, шестерка, пусто! Какой еще смысл можно отыскать в этой заставке? Известно, Достоевский был азартным человеком, игроком, способным забыть обо всем на свете за зеленым столом. Шестая серия телефильма Хотиненко целиком посвящена его жестокой страсти к рулетке. Достоевский путешествует с молодой женой по Германии – и везде устремляется в казино. Что было, то было. Постоянно нуждавшийся в деньгах, погрязший в долгах при издании своих литературных журналов, он пытался таким образом поправить свои материальные дела. Бедность и неустроенность преследовали его. В фильме Ташкова эта тема проходит красной нитью. В сущности, там рассказывается история "выживания" – совершенно в духе нынешнего времени. Долги, кредиты, снова долги. Писательство как способ заработка, и только. Достоевский у Ташкова просто раздавлен кредиторами и потому жалок. Играет, чтобы поправить свои денежные дела без всякого куража, без малейшей надежды.

А в сериале Хотиненко он фанат игры: играет и проигрывает, играет и проигрывает, постепенно теряя рассудок. Возвращается домой без гроша, вымогает у жены сначала карманные деньги, потом брошку – и снова остается в проигрыше. Тут Евгений Миронов купается в роли: перед нами уже не Достоевский, а полубезумный Алексей Петрович из романа "Игрок". И, надо сказать, не один актер, вдохновленный талантом романиста Достоевского, добивается тут подлинной художественности. Интересна и работа оператора: проигравшийся герой блуждает в сумеречном парке, словно утопающий, хватается он за накренившееся дерево – полное ощущение того, что человек тонет в болоте, зеленом, как сукно игорного стола. Невольно думаешь: ведь не бесталанные люди взялись за работу и старались сделать ее как можно лучше – только вот Достоевский им не дался. Иначе и быть не могло: ведь все они во главе с режиссером скользили по поверхности великой судьбы.

Фильм Ташкова "Три женщины Достоевского" фактически не увидел экрана, все телеканалы от него отказались ввиду якобы художественной слабости. Почему же в таком случае сериал Хотиненко "Достоевский", который сделан по тем же лекалам, поднят на щит телеканалом "Россия"? Зачем вообще понадобился этому каналу сценарий Володарского в то время, как уже шли съемки картины Ташкова? Почему надо было долго уговаривать Хотиненко взяться за эту работу? Думается, задача у руководства канала и у Володарского была одна: натянуть Достоевского на колодку современного русофобствующего нигилизма. Нигилизм этот состоит в полном отрицании всех национальных ценностей и святынь. А для этого кинематографического Достоевского надо было лишить всякой умственной жизни, отнять у него национальную идею, которая составляла суть его мировоззрения, отлучить от литературы.

В финале сериала Достоевский едет в Оптину пустынь за духовной поддержкой после смерти своего младшего сына Алеши. Он интересуется, верит ли его спутник в мистику. Да, отвечает тот, только в нее и верит. И тогда Достоевский решается на откровение: а что, если "человек был пущен на землю ради какой-то наглой пробы: уживется такое существо на земле или нет". Вот такой итог. Кажется, в этого кинематографического Достоевского вселились мистические бациллы разложения, которые сам он называл трихинами.

Помните, как режиссер Хотиненко говорил, что больное общество хочет разобраться во всем происшедшем за последние 25 лет, и обещал "в некотором смысле лекарство" – Достоевского? Но вместо лекарства подсунул трихин.