К ПОБЕДЕ ДУХА

"Литературная газета" №22
01.06.2011

Первый биографический сериал о писателе-пророке удивительным образом разделил и в то же время объединил телеаудиторию. Литературоведы, потратившие годы на изучение жизни и творчества Достоевского, были потрясены, с какой легкостью в сценарии подменяются и подминаются под гламурные вкусы нашего ТВ документально подтвержденные факты из жизни писателя. Ведь все же Федор Михайлович не Вольф Мессинг, о котором сценарий 16-серийного сериала (Достоевскому хватило и семи серий) написал тоже Эдуард Володарский. Там, если помните, в угоду безбожным требованиям формата было все позволено. Из эстрадного артиста, обладавшего способностями гипнотизера, вылепили мистическую фигуру огромного масштаба, великого предсказателя и провидца...

С другой стороны, многие не без основания полагают, что сериал – замечательный, взамен хрестоматийного, мрачного "перовского" Достоевского мы увидели человека, живого, страстного, светлого, грешного, созвучного сегодняшнему дню. Надеялись на то, что сериал непременно пробудит интерес к творчеству писателя, – и правда, его книги, как говорят в книжных магазинах, стали гораздо активнее раскупаться молодыми людьми... И очередных серий ждали. И поклонники, и противники. Достоевский их объединял.

Сериал на канале "Россия" в будние дни транслировался между мелодраматическим мылом "Института благородных девиц" и кровавой жестью "Бригады", с блистательной наглостью романтизирующей бандитизм. Такой телеконтекст.

Наше время враждебно Достоевскому. Мы ухнули в его ХIХ век, только без царя на троне и в голове. У нас победили лужины, они – элита нации, гани иволгины стали-таки ротшильдами, бесы-верховенские воспитывают подрастающее поколение, фомы опискины определяют идеологию развития. Свидригайловы ничуть не стесняются своих пороков – растлевают открыто; рогожины спьяну режут своих возлюбленных – повсеместно и массово, а спиваются все: и скрипачи ефимовы, и генералы иволгины, и подростки; униженными и оскорбленными переполнены "мертвые дома"; разумихины в отчаянии уезжают... Мышкиных нет, вот беда. А если появится кто-то, чем-то похожий на Льва Николаевича (например, Перельман), то над ним тотчас начинают измываться, чтобы не портил общую "картину маслом"... Стоит ли вспоминать ключевую фразу Чубайса про "физическую ненависть" к Достоевскому, про "желание разорвать его на куски"?

Это реальный контекст эпохи создания "Достоевского". Но так ли все безысходно? Может быть, выход сериала, накал и качество его обсуждения как раз и свидетельствуют о насущности некого нравственного переворота, без которого невозможно дальнейшее существование России. От власти денег к победе духа? ...