СЕРИАЛ "ДОСТОЕВСКИЙ"

pavelrudnev.livejournal.com
01.06.2011
Павел Руднев

Посмотрел пока три серии. Евгений Миронов играет блистательно. Посекундно меняется лицо, мы видим кипение сознания, внутреннее переживание, явленное столь телесно, интеллектуальное напряжение в каждую минуту киножизни. Вот насколько артист скучен, монотонен и премьерствует в "Калигуле", столько прекрасен и содержателен в сериале. Миронов здесь решительно отбрасывает свои штампы: никакой неврастении, никакого невладения телом, никаких "западаний" – напорист, страстен, целен, мужчинист. И когда целует женщину – веришь. Какая трогательная сценка на скамейке в Висбадене, перебирание, перезванивание монеток в карманах. Незамутненное счастье человека интеллектуального труда, на которого внезапно обрушилась гора денег, гора материального счастья.

По-моему, превосходно сыграл эпизод артист РАМТа Степан Морозов – брошенный любовник первой жены Достоевского. Хороший эпизод с Сергеем Качановым – каторжником.

Но все же какой унылый сценарий достался Миронову. Достоевский как ярый защитник православия и монархизма, как антиреволюционный почвенник-охранитель, антиполяк, антииудей – это так мерзко, что этими патриотическим семечками забивает Первый канал мозги стране. Не был таким Достоевский, он во всем сомневался, все было предметом дискуссии, а не столь твердо-мраморных убеждений. То, что именно такой сценарий реализуется сегодня, где телевидение в очередной раз навешивает на безмолвного классика ярлык единоросса, – конечно, смотреть невыносимо. Нам не показывают дискурс про "Бедных людей", про "Неточку", про "Записки" – нам лопатой вправляют шнягу про Достоевского-государственника. Разумеется, кино нужен событийный ряд. Но все-таки есть ощущение, что интеллектуальное величие Достоевского подменяется, опрощается бытовыми сценками, укоренностью в женщин Достоевского. Грудь и розовая попа Аполлинарии Сусловой прекрасны, спору нет (и Розанов, владевший этой женщиной на старости ее лет, это подтверждал), но все же не могут они заслонить мозг.

Миронову удается эту интеллектуальную игру, наполненность "сыграть" без слов, без даже темы в сценарии. Евгений Миронов играет партию в десятки раз сложнее, чем написано.