СЕРИАЛ "ДОСТОЕВСКИЙ" – КЛЕВЕТА НА ЖЕНУ ПИСАТЕЛЯ?

Газета "Комсомольская правда"
24.05.2011
Сергей Ефимов

Думая, что будет казнен, Достоевский произносит: "Мы будем вместе с Христом". В фильме этой фразы нет.Фильм Владимира Хотиненко о писателе застал исследователей его жизни и творчества на "Достоевских чтениях" в Старой Руссе

В этом городе классик литературы прожил последние 8 лет жизни. На экране еще шли финальные титры, а признанный специалист по творчеству Достоевского доктор филологических наук Людмила Сараскина уже делилась с нами впечатлениями по телефону.

— Я испытала чувство глубокой обманутости и разочарования, – призналась Людмила Ивановна. – Сценарий слабый. Это "пунктир пунктиров" из отдельных эпизодов! Многое придумано, умышленно переврано. Нарушена логика. ... Авторы пошли по легкому пути. Дерганый ритм, лихорадочная скачка по жизни писателя. Если и есть в увиденных мною двух сериях человеческое измерение Достоевского, то писательского измерения там нет. Впечатление, что сценарист собрал материал из дрязг, домыслов, нарочито все скандализировал. ...

— А как Вам актерская игра?


— Очень жалко актеров! Они превосходные. Впечатление, что им мучительно играть неправду. И как прекрасно они играют в тех местах, где сценарий основан на фактах или вымысле, который не противоречит логике.

ДОСЛОВНО

"В России нет режиссеров для этой задачи"

Писатель и публицист Дмитрий Быков собирается смотреть сериал, только когда он выйдет на DVD. Но ничего хорошего от фильма не ждет.


— Художнику должно быть свойственно смирение особого рода – он должен понимать потолок своих возможностей. Хотиненко – хороший режиссер, Миронов – хороший артист; наверное, и Чулпан Хаматова очень талантлива. Но надо понимать, что ни наше время – достаточно мелкое и пошлое, ни предыдущие работы этих художников не дают ни малейших оснований надеяться, что у них получится шедевр. Хотиненко, судя по "Попу", находится не в лучшей творческой форме. Хотя в 90-е годы делал шедевр за шедевром. Но Достоевский даже для него раннего был бы темой слишком масштабной. Сегодня в России нет режиссеров для этой задачи. Тут велик шанс отвадить от Достоевского надолго.

ЗВОНОК СЦЕНАРИСТУ

"У меня чувство неудовлетворенности"

Своими впечатлениями о первых сериях с нами поделился автор сценария Эдуард Володарский.


— По-режиссерски "Достоевский" скроен, в фильме прекрасный актерский ансамбль. Но есть у меня чувство неудовлетворенности именно по личности Достоевского. Режиссер многое из сценария убрал. В том числе, кстати, слова, которые писатель говорил во время казни. Режиссера больше интересовали все эти влюбленности, личная жизнь писателя, нежели его идеи. В результате разорвана история каторги, она возникает лишь в виде воспоминаний. Это большая потеря – именно каторга сделала его Достоевским, которого мы знаем и который стал пророком. Это там к нему прикрепилась мысль, что если у русского человека отнять православие, то он станет зверем. К сожалению, ничего этого сейчас нет...

...

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Павел Садков: Есть такой – Федор Михалыч!


Стыдно признаться, но мне Достоевский как-то ближе Дэна Брауна, "Пиратов Карибского моря" и даже Пугачевой... Ну, так вышло... Простите... Ребят из "Дома-2" искренне прошу кидаться в меня чем-то не очень тяжелым. И фильм про него я ждал с искренним ужасом. Сейчас же размажут, покажут, каким он был лихим гусаром, или ходоком, или транжирой, или игровым маньяком... И даже если бы все этот было бы правдой – это вранье, потому что Достоевский был гением. И кино про него я бы призывал вовсе не снимать. А если снимать – то в стиле Жития, как делали монументальные многосерийные ленты в СССР – про Ломоносова, Паганини... Чтобы четко было все выдержано в положительных тонах, без слабостей. Фильм – как памятник. Кому нужна правда в бронзовых изваяниях? Куда важнее орлиный профиль и вытянутая в правильном направлении рука...

Но с Достоевским, видимо, так все-таки нельзя. Ему и памятник рядом с Ленинкой поставили странный, и фильм о нем сняли удивительный... Историки говорят, не так все было? А когда историки говорили по-другому? Зато Евгений Миронов нарисовал своего Достоевского таким, каким увидел. И это здорово. И все приключения на любовном фронте и в казино – скорее боль героя, чем лихость и "во дает!". И те, кто смотрит фильм, наверняка это чувствуют. Страшно сказать, но в наше очень недостоевское время даже Федору Михайловичу нужен пиар. Чтобы хоть знали – есть такой!

И фильм получился цепляющим, качественным. А то, что это художественная условность, любой поймет, прочитав хоть одну книгу Федора Михайловича. А тем, кто не прочтет, – все равно ничего не докажешь. Пусть хоть про казино посмотрят...