РЕЦЕНЗИИ ЗРИТЕЛЕЙ

Газета "Гатчина-ИНФО"
02.06.2011

Александр Малькевич: МИРОНОВ СЫГРАЛ НЕ ГЕНИЯ...

Честно говоря, я практически не смотрю сериалы, но работы Владимира Хотиненко – как раз то исключение, которое мне по душе. Мое зрительское уважение к режиссеру сформировалось давно; так, я несколько раз пересматривал его сериал "Гибель империи". Стройный сюжет, историческая достоверность, цельность драматургии, великолепные актерские работы покорили меня в 2005 году, когда вышла работа. На мой взгляд, ему вообще удаются исторические фильмы, и "Достоевский", который только вышел на экраны российских зрителей, – один из них.

Совпадение ли, но фильм Владимира Хотиненко о Достоевском застал поклонников великого русского писателя как раз на новгородской земле – на литературных чтениях в Старой Руссе. 23 мая 2011 года в небольшом городке Новгородской области открылись традиционные XXVI Международные чтения "Достоевский и современность". Тем более, в этом году конференция прошла под знаком юбилея. Ведь 4 мая Старорусский дом-музей Ф.М. Достоевского, в котором классик прожил последние 8 лет жизни, отметил свое 30-летие. Вспоминать писателя, смотреть этот фильм сквозь призму этих событий было делом особенно приятным.

Вообще-то провинциальный город Новгородской губернии для семьи Достоевских стал единственным местом, где у Федора Михайловича появился собственный дом. В Старой Руссе Достоевский много и интенсивно работал. Здесь была написана значительная часть последнего романа – "Братья Карамазовы", которым и завершается сериал. Кстати, провинциальный маленький городок Скотопригоньевск, где разворачивается действие романа, во многом напоминает нашу Старую Руссу. Некоторые персонажи, ситуации романа почерпнуты в этих окрестностях. Сегодня же в Старой Руссе проводятся экскурсии не только в музее писателя, но и организуются прогулки с чтением романа по улицам, нашедшим отражение на страницах "Братьев Карамазовых".

Что же касается самой работы, то, на мой взгляд, "Достоевский" в художественной трактовке Хотиненко – это настоящее кино, лишенное сериальных штампов: не дешевка с кинорынка, а самодостаточная картина, у которой есть все: цельный сценарий, сильное режиссерское воплощение и хорошая актерская игра.

Евгений Миронов в роли классика – это то, ради чего хочется смотреть этот сериал. Миронов превосходно сыграл не гения, а человека Федора Достоевского. Гений, которого почитает весь мир, также подвержен любовным страстям, играм, мученическим страданиям, при этом всецело предан вере в Бога. Миронов очень тонко передал человеческие детали в его поведении: характерная походка, сутулость, полностью измененный голос.

Жаль только, что "Достоевский" в эфире "России" вышел одновременно с сериалом "Бригада". Фильм Хотиненко оказался закован в пустое "сериальное мыло", которое в вечерний прайм-тайм зашкаливает на российском телевидении. С другой стороны, на таком явном контрасте четче обнажилась разница времен и уровень мастерства. Сквозь все это мы увидели истинную пропасть между настоящим Талантом и тем, чем нас пичкают, считая, что кому-то это может быть интересно.

Шутка ли, но после просмотра мне захотелось вновь перечитать Достоевского. Я догадывался, что он и сегодня актуален, но чтобы до такой степени... Остается только сказать спасибо режиссеру за навеянное желание обратиться к классике, и отдельно – каналу "Россия". В наше время поставить такое кино в прайм-тайм – это несомненный подвиг.

Виктор Орлов: ОБРАЗ ДОСТОЕВСКОГО НЕ ПОЛУЧИЛСЯ

К сожалению, я не видел все показанные серии, хотя очень люблю актера Евгения Миронова. Да и к режиссеру Владимиру Хотиненко отношусь с большим уважением. Более того, я был одним из организаторов съемок сцены в Публичной библиотеке, и мне было очень интересно, что же в итоге получится.

Евгений Миронов – один из крупнейших актеров нашего времени. Я нарочно не говорю "русских актеров", так как уверен, что талант Миронова не имеет территориальной принадлежности. Более того, если взять всех актеров вообще, то, за исключением, может быть, Де Ниро, Миронов для меня значит больше их всех вместе взятых. Но я не фанат, и я вижу слабые места и в его работе. И, на мой взгляд, образ Достоевского не получился. Хотя повторюсь – смотрел не все серии, и впечатления, действительно, что называется, самые первые. Читал интервью, где Евгений Витальевич рассказывал, что буквально обкладывался книгами, когда работал над образом. На мой скромный взгляд, в этот раз такой подход к работе над образом актеру не помог. А что, если идея, что образ Достоевского сложен – именно из-за того, что сложен из характеров различных его персонажей, – и Алеши Карамазова, и Смердякова, и Раскольникова, неверна в корне? Почему мы вообще отождествляем автора с его персонажами?

У Миронова была гениальная роль – князь Мышкин в фильме Владимира Бортко по роману "Идиот". Мне кажется, что на этом его роман с Достоевским можно было заканчивать. Это, безусловно, была эталонная игра. Подобно тому, как играли Юрий Яковлев в известном фильме Пырьева и Иннокентий Смоктуновский в БДТ у Товстогонова.

Готова ли Россия к такому образу Достоевского? Это неправильный, на мой взгляд, вопрос. А почему, собственно, она должна быть готова или не готова? Я представляю себе Достоевского другим, но ведь это факт моей собственной биографии. Нужно показывать человека таким, каким он был, а не так, чтобы публика была к этому готова. Несколько лет назад на наших экранах шел фильм "Есенин" с Сергеем Безруковым. Вот там поэт был показан таким, каким его желает видеть зритель – разбитным гулякой с гармошкой в одной руке и бутылкой водки в другой. Я, когда смотрел, то думал: неужели у авторов не возникло мысли, что такой легкомысленный алкоголик вряд ли мог бы написать, скажем, "Песнь о собаке" или "Исповедь хулигана", которые, как минимум, требуют от автора высокой душевной организации и рефлексии, не говоря о выдающемся таланте?

Мария Крестенкова: ЕГО БЫ ИЗУЧАТЬ, А НЕ КОПАТЬСЯ В ГРЯЗНОМ БЕЛЬЕ

После успеха транслировавшегося еще в 2003-м сериала "Идиот" Владимира Бортко, где Евгений Миронов сыграл князя Мышкина, на том же канале "Россия" вышла кинобиография создателя одного из самых пронзительных образов в русской литературе, которую снял Владимир Хотиненко ("Мусульманин", "72 метра", "Поп"). Примечательно, что о Федоре Михайловиче Достоевском ранее снимались только малоизвестные документальные фильмы, из художественных можно назвать только "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" Александра Зархи и "Три женщины Достоевского" Евгения Ташкова.

Про известных еще со школьной скамьи людей смотреть интересно: тут тебе и весь жизненный путь писателя – ближайшее окружение, лишения, беды, счастье, любовь... И своего рода "клубничка". Люди и события, сохранившиеся в истории, переходят в реальность – в картинки, которые воплощены здесь и сейчас. Можно говорить: "таким я себе его и представлял", или, наоборот, спорить о непохожести, выявлять несуществующие факты художественной биографии автора. Важна полемика.

К слову о художественности. Посвящен ли сериал дарованию писателя, его вкладу в литературу? Нет, это не школьные уроки, не догматика, это – рассказанные и в чем-то приукрашенные факты биографии в видении сценариста, режиссера и продюсеров сериала. Федор Михайлович – некрасивый, больной падучей болезнью, но отчего-то весьма успешный у женщин: сначала крутит роман с замужней Марией Игнатьевой, уже в браке завязывает романтические отношения с женой лучшего друга, а позже изменяет своей – уже жене – с молодой студенткой. Марья Дмитриевна в исполнении Чулпан Хаматовой напоминает ее же Лару из "Доктора Живаго" – резкая, довольно холодная и – тоже изменяет мужу. Создатели сериала уверяют, что оставили только основные взаимоотношения писателя с женщинами – в реальной биографии их было гораздо больше. Но все равно отчетливо кажется, что фильм сосредотачивается на личной жизни писателя слишком укрупненно – а как же, если не показывать и не обобщать вклад в литературу, то немного рассказать о творчестве и мироощущении писателя? В сериале на этом останавливаются, скорее, бегло. Да, писатель равнялся на Гоголя {из-за чего подвергся насмешкам со стороны первой жены Марии Исаевой). Да, любил читать свои произведения публике (где познакомился с будущей любовницей Аполлинарией Сусловой). Да, Достоевский издавал журналы "Время" и "Эпоха" с братом Михаилом (печатая там неудачные произведения Аполлинарии).

Кроме того, судя по первым двум сериям, сериал кажется растянутым – грустные взгляды загримированного Миронова, рефлексирующего и далекого от материального мира. Но в том же "Идиоте" оставили практически без изменений монологи героев из романа Достоевского – т.е. на протяжении 20 минут мы слушали князя Мышкина и смотрели ему в глаза, но от этого сериал не казался нединамичным или скучным. "Достоевский" же кажется блеклым и каким-то ненастоящим. Родственники одалживают писателю деньги, жалеют, прощают, упрекают, а женщины любят – но почему нет ощущения ни сопереживания, ни жалости, ни величия?..

Хочется только отметить выбранный Мироновым тембр голоса Достоевского – будто именно так он и говорил. С хрипотцой, убедительно, но при этом как бы извиняясь за все, что было или будет сделано. Не зря говорил о грехах, совершая их с той же частотой, что и любой смертный. Только Достоевский – не любой. Это интересная и очень важная для России личность – его бы рассматривать с разных сторон и изучать, а не копаться в грязном белье.

Зрители сейчас, может быть, готовы к любому образу Достоевского, но нужен ли он им такой? Без особых чувств и переживании, зато с изменами и поцелуями чужих женщин (которые, конечно, лучше всего и запомнятся – как пьяные кутежи Сергея Есенина в одноименном сериале). И нужен ли нам вообще образ писателя с телеэкрана? Не лучше ли читать произведения автора и самим искать их смысл, анализировать творческую и, если уж без этого не обойтись, личную жизнь автора?

Георгий Муа: БЛАГОДАРЮ ХОТИНЕНКО

Для меня Федор Михайлович Достоевский – величайший русский человек в истории. Да-да, я почитаю его больше, чем великих правителей, открывателей и полководцев. Достоевский – человек, который словно был ближе всех к Богу среди всех живших когда-либо людей. Невероятные страдания выпали на долю этого человека, невероятная боль, но он пронес ее. Он сумел пройти каторгу, и не зря ведь правитель пощадил его и других петрашевцев, на то была воля Божья. Трудно даже представить, кто мог любить Россию более, чем Достоевский, кто больше, чем он, понимал ее, радел за нее, дышал ею. Это единственный писатель в истории, возможно, помимо Чехова, который никогда не позволил себе написать НЕ шедевр. "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Записки из мертвого дома", и, естественно, "Братья Карамазовы" – это все равнозначно великие книги, и не зря в любой стране, в любом опросе Достоевский признается величайшим литератором в истории человечества, даже в США. Экранизировать жизнь гения – уже подвиг, и уже только за это я благодарю Хотиненко.

Этот телефильм затрагивает период жизни Достоевского со времен жизни на каторге до написания "Братьев Карамазовых". Прежде всего, на мой взгляд, режиссер хотел показать не как Федор Михайлович трудился, а как он жил. Как к нему приходили его образы. Сверхзадача была в том, чтобы показать: что позволено гению – не позволено нам, но за все в жизни есть расплата. И Достоевский пострадал за свои слабости. Блистательно показана в фильме страсть гения к игре. Он по жизни был игрок, он играл в отношения, играл в слова, играл в рулетку. Проигрывался – страдал, но победил. Сцена, в которой Миронов обещает купцу Стеллавскому в исполнении Мадянова, написать роман за месяц – шикарная. Вдумайтесь! ЗА МЕСЯЦ написать роман на 300 страниц! Невероятно. Отлично подобраны декорации, они позволяют тоньше понять характеры героев фильма. Ну, а какие декорации могут быть лучше, чем Санкт-Петербург? О таких и Голливуду мечтать не приходится.

Касаемо актеров. Я впервые в жизни видел не великолепную игру Чулпан Хаматовой и даже был слегка ошарашен этим. Она и тут сыграла так, как сыграют единицы в стране, но обычно Чулпан блистает и затмевает всех, а тут мне показалось, что она не совсем поняла, как исполнить свою роль. Дарья Мороз и Домогаров неплохо справились со своими эпизодами. Певцов, который чередует успехи с провалами, явно получил удовольствие от поставленных ему задач, и сыграл легко и непринужденно. Я хочу выделить отдельно роль Аллы Югановой – впервые видел ее на экране и изумился. Неужели в России еще есть молодые актрисы, у которых добрые глаза, не испорченные, яркие? Неужели есть молодые актрисы, которые могут сыграть женщин из другой эпохи и могут сыграть любовь так, что им веришь? Теперь есть – как минимум, Алла. Она великолепно сыграла Анну Сниткину, главную любовь Достоевского. Женщину, которая простила ему все, перенесла все страдания, смерть двух детей и осталась с ним навсегда. Сцена, когда Достоевский делает предложение Анне – одна из лучших в фильме. Хотиненко построил роль Аллы так, что ей пришлось сыграть и невероятные страдания, и радость бытия, что позволило в полной мере оценить ее талант. Браво!

О Евгении Миронове нельзя писать внутри абзаца, в котором упоминается еще кто-то. Его роль в "Идиоте", у Бортко, заставила меня задуматься в свое время о том, что Евгений вообще величайший актер в истории кино на русском языке. Но я оставлял себе зазор, я вспоминал о Кирилле Лаврове, об Олеге Янковском. Но эта роль уже не оставляет выбора. Евгений Миронов – величайший актер в истории СССР и России. В этом телефильме он играл так, что заставлял трепетать, не давал ни на секунду оторваться от экрана. Он сумел сделать то, что подвластно только гениям актерского цеха, таким, как Де Ниро или Хопкинс. Порой он сумел играть ТОЛЬКО глазами. То в них счастье, то печаль, то они горят, то гаснут. Миронов не играл Достоевского, он и был Достоевским! Еще то, что отличает Миронова и делает его гением: он умеет играть не истерику или радость, не гнев или любовь и только, он умеет играть сомнение. Весь телефильм построен на сомнениях Достоевского. Хотиненко шикарно показал, что вся жизнь Достоевского была одной большой Лотереей, где в самом финале игрок вытянул призовой билет. Миронов играл по нарастающей. После первых двух серий были сомнения, потянет ли. А он, как снежный ком, рос, рос, рос и в последней серии смог сыграть счастье и пришедший-таки покой так, что перехватило дыхание, глаза наполнились слезами. Так прожить свою роль может только тот, кто жертвует собой ради искусства.

Россия обязана быть готова к такому Достоевскому, да и не только к такому – к любому. Потому что Достоевский и есть Россия, и надо уметь смотреть на себя в зеркало, не кривясь, и знать самого себя.

Наталья Шурышева: УВИДЕТЬ ТАКОГО ДОСТОЕВСКОГО НЕЛЕГКО

Озаряя своей жизнью путь миллионов других людей, гений остается загадкой. Мучительной, непостижимой, манящей загадкой. Он раскрывает душу народа, он видит проницательным взглядом, ощущает чутким сердцем все то сокровенное, тонкое и ранимое, что есть в душе этой и что мы так старательно скрываем от других. Но каков он сам – человек, чья жизнь состоит из вечного поиска истины, чья судьба уготовила ему путь тернистый и необыкновенный?

Мы знаем Достоевского как великого писателя. Он – гордость, милосердие и страдание русской литературы. Но вот как человека его мы не знаем. Даже представить себе не можем, что одни вот так просто, как с приятелем, общались и спорили с ним; что другие вместе с ним, Федором Достоевским, стояли тогда на плацу перед солдатами и думали, что жизнь оборвалась, и все же надеялись на спасение; что третьи переносили тяготы каторжной жизни вместе с великим писателем, а четвертые влюблялись в него, мучились и сами мучили. В этом его жизнь – "тайна за семью печатями".

И как же интересно и необыкновенно увидеть в Достоевском ЧЕЛОВЕКА! Да, не идеал, не легенду, а человека с его пороками и метаниями. Ведь он так же страдал, любил, искал, но всегда ему светил тот огонек, который спасал его и всюду оберегал. До последней капли он желал испить эту неуемную человеческую душу, подлую и высокую, мерзкую и возвышенную, страстную и робкую! А, испив, раскрыть ее человеку. Но раскрыть аккуратно и бережно, как открывают самое ценное и дорогое, желая не поранить ничем не защищенное сокровище. Да, он был помешанным на рулетке игроком, который в считанные минуты проигрывал все. Да, он был ловеласом, любящим даже немного грязноватую, мерзкую любовь и хорошеньких, интересных женщин. Да, он был никудышным отцом и хозяином, совершенно не умеющим копить и сберегать накопленное. Но он был человеком, и его сердце точно так же было полем сражения дьявола и Бога. Ну, скажите, разве смог бы он показать, с такой точностью описать все движения души человеческой, если б не был таким же порочным человеком?..

Увидеть такого Достоевского нелегко. Нужны смелость и талант, чтобы показать человека, бесспорно, гениального с такой точки зрения. Но раскрывая для себя Достоевского как человека, мы глубже понимаем его творчество и отдаляемся от слишком идеализированного представления о нем. Вместе с тем, мы сами стараемся разобраться в себе и в другом человеке, угадать волнения и желания наши, а разве не этому учил нас Федор Михайлович Достоевский, сказавший однажды: "Не потеряйте жизни, берегите душу, верьте в правду. Но ищите ее пристально всю жизнь, не то ужасно легко сбиться"?

Татьяна Крюкова: СТАЛИ ПЕРЕЧИТЫВАТЬ ДОСТОЕВСКОГО...

Достоевский, Федор Михайлович... Очень интересная и противоречивая личность, достойная быть не только включенной в школьную программу, но и образцом для подражания и изучения верующего и талантливого человека... На мой взгляд, Евгений Миронов вдохнул в образ писателя, прежде всего, жизнь... жизнь не только человека талантливого и творческого, который написал грандиозного масштаба произведения, но и человека, который испытывал страсти и чувства земные и обыденные – к женщинам, которые встречались ему на жизненном пути и исчезали или оставались в его памяти и сочинениях. Наконец-то стереотип писателя, как человека великого во всем, стал ближе к народу (людям, зрителям), стал даже родным. Вот его жалко, вот он дерзок, вот он печален, вот он отчаян... Мы его чувствуем и слышим не только через бесконечные страницы написанных им книг, а рядом с собой, переживая его жизнь и душевные состояния.

А раньше, в школе, изучать Достоевского для меня было "настоящим наказанием", потому что творец этой книги не был так исследован и я была слишком юна, чтобы читать, как мне казалось, бесконечные страницы без иллюстраций, над которыми еще и надо было размышлять в сочинениях на классных уроках... Сегодня с желанием беру книгу, подаренную мне 15 лет назад учителем литературы, сейчас я перелистываю и читаю ее – книгу о творчестве и биографии Федора Михайловича Достоевского – другими глазами. Теперь эта книга мне понятна и интересна.

Но в ней, на мой взгляд, нет самого главного, о чем повествует фильм, – страстей и тайных увлечений великого человека, его человеческих чувств и деталей творческого состояния и настроения писателя. В этой книге все строго и сухо, но теперь уже для меня достаточно объемно и читаемо между строк.

А характер... характер человека, который постоянно в поисках – себя, любви, счастья, денег, мыслей, своих героев... Характер – бунтарский, азартный, независимый, влюбчивый, постоянный и непостоянный... Насколько ярко и точно рассказал нам фильм о Достоевском-человеке.

Сильно завораживают не только сладострастные сцены (ах, как это любопытно женским созданиям), но и чтение произведений на литературных вечерах, и размышления о России и ее судьбе, и голос самого главного персонажа. Сколько боли и болезни в глазах этого писателя, сколько прекрасных произведении и мыслей он оставил нам. И чем больше и больше происходит знакомство с главным героем, а годы главного героя пролетают от серии к серии, тем больше и больше возникает вопросов об этой личности, которые так и не раскрыты, а оставлены режиссером зрителю для собственного понимания и изучения.

Приятно, что многие, посмотрев фильм Хотиненко, стали перечитывать Достоевского и знакомиться с его творчеством и его биографией, фотоматериалами, спектаклями и фильмами по его произведениям. А многие петербуржцы будут размышлять на тему "Петербург Достоевского". А значит, фильм "Достоевский" режиссера В. Хотиненко и его главный герой, образ которого раскрыл Евгений Миронов, – это еще один шаг навстречу к сохранению наследия русского народа, его духа и идей, его истории.