НУЖЕН ЛИ СЕРИАЛ О ДОСТОЕВСКОМ?

"Российская газета" – Неделя №5482
19.05.2011

ЗА

Игорь Волгин, писатель, историк, один из крупнейших специалистов по изучению творчества Федора Михайловича Достоевского:

В свое время мне пришлось быть консультантом в фильме Александра Зархи "26 дней из жизни Достоевского" (в главной роли – А. Солоницын, Анна Григорьевна – Е. Симонова). Правда, моя задача ограничилась тем, что я подтвердил: Достоевского действительно звали Федор Михайлович. Но вообще, мыслимо ли воспроизвести средствами искусства личность художника, то-есть того, кто уже воспроизвел себя в акте творения? Конечно, есть пушкинский Моцарт. Но это – Пушкин. Кстати, я что-то не помню слишком удачных попыток изобразить самого Пушкина. Не думаю, чтобы у Михаила Булгакова не доставало творческой дерзости, чтобы в "Последних днях (Пушкина)" вывести на сцену главного героя (Сталина же он рискнул изобразить в "Батуме"). Но он этого не сделал – из соображений высшего художественного порядка. Никому не придет в голову еще раз создавать шедевры, однажды уже созданные Шекспиром, Рафаэлем, Толстым; однако попытка воссоздать самих Шекспира, Рафаэля, Толстого вовсе не покажется безумной.

Вопрос, нужен или не нужен сериал о Достоевском, – риторический. Все равно снимать подобные фильмы будут, поскольку судьбы такого масштаба притягивают неотразимо. Но успех здесь – редчайшее исключение. Нужна какая-то конгениальность художников – воссоздаваемого и воссоздающего. Причем необязательно скрупулезно соблюдать все реалии: они могут быть абсолютно достоверны, но все равно ничего не получится. "Не то, не то!" – как говаривал по одному поводу Достоевский. Важно, чтобы был сохранен дух. Вопрос в том, насколько интерпретатор чувствует своего героя. В этом диалоге важны мера таланта и понимания.

Евгений Миронов – актер уникальный. С его замечательной мимикой, со скрытым дрожанием внутренней жизни он, конечно, герой Достоевского. Он гениально сыграл князя Мышкина (у меня об этой экранизации была большая статья в "Литературной газете"). Мне кажется, что из всех реально действующих актеров он может сыграть Достоевского наиболее убедительно.

ПРОТИВ

Дмитрий Быков, писатель:


Никакого сериала о Достоевском быть не может. Объясняю почему. В принципе сама сюжетная схема в произведениях Достоевского довольно сериальная. И некоторые его романы – "Бесы" в особенности – это идеальный сериал. Но мало кто сделал больше для того, чтобы его собственная жизнь была предельно непохожа на его литературу. У меня даже есть такое подспудное ощущение, что все ужасы, которые Достоевский вкладывает в свою прозу, – это мучительное стремление избавиться от них в жизни. Выговорить их, чтобы туда ушло. Я уверен, что если бы это не выбрасывалось в литературу, то жизнь его была бы адом. А так жизнь Достоевского – несериальная. Последние 20, а может быть, даже 30 лет его жизни показывают, каков был его идеал. Достоевский по природе своей человек домашний, замечательный муж и отец, плодотворно работающий писатель, которому происшествия только мешают. Все, что ему в нем самом мешало, он выбросил в литературу. Поэтому, раз он так разделил, неплохо бы и нам уважать его волю. Все-таки жизнь Достоевского на фоне большинства биографий русских писателей удивляет своей ровностью и высокой моральностью. Мы помним историю его бурных отношений с Сусловой, но совершенно не хотим вспоминать о том, что он выплачивал долги своего брата, содержал его семью, что он оказывал огромную безвозмездную помощь обращавшимся к нему людям – и денежную, и консультативную, и психологическую. То-есть, сделал очень много добра. Но так стыдливо, что об этом никто не знает.