ОТ ДОСТОЕВСКОГО К ХОДОРКОВСКОМУ

Газета "Коммерсантъ" №97
01.06.2011
Арина Бородина

Сериал "Достоевский" обсуждали всю минувшую неделю. В эфире радиостанций, в сети и прессе. Впечатления разные. Даже создатели "Достоевского", автор сценария Эдуард Володарский и режиссер Владимир Хотиненко, не сошлись во мнениях на свою совместную работу. Сценарист утверждает, что недоволен итогом постановки, и говорит, что его сценарий был про другого Достоевского. Какого именно? Сейчас мы этого уже все равно не узнаем, потому что канал "Россия 1" в четверг закончил показ сериала "Достоевский". По итогам недели и в Москве, и в других городах страны он занимает седьмую строчку по популярности среди всех сериальных проектов. В прошлом выпуске "Телелидеров" "Ъ" уже писал о том, что эта гуманитарная акция государственного телеканала по продвижению истории жизни писателя Достоевского не нашла отклика у среднестатистического зрителя. В среднем 10% телевизионной аудитории смотрели каждую серию "Достоевского" на канале "Россия 1". Лишь две заключительные серии, показанные за один вечер, собрали чуть больше зрителей – около 13%.

"Достоевский" уже одним своим названием, похоже, был обречен на отсутствие внимания к нему со стороны массовой публики. Но все равно не может это служить оправданием тому, что сериал "Достоевский" в итоге оказался каким-то половинчатым байопиком, да еще снятым в категории экономкласса. Когда из серии в серию мелькают нарисованные искусственные задники Парижа, Рима и других европейских городов, где бывал Достоевский, когда экономят на реквизите и натурных съемках даже в родном Петербурге, то впечатлений от просмотренного это не добавляет никому. Если уж сериал продекларирован репутационным, а само название возводит его в статус непроходных телеработ, то нельзя делать героям небрежный грим, наспех наклеенные бороды, шиньоны, парики и букли, искусственность которых видна даже при беглом взгляде на телеэкран. В таких работах, которые снимают на все времена, мелочей не бывает.

Общую неровность сюжетной линии и очевидную недосказанность глубины личности и судьбы Достоевского в формате сериала компенсировал своей игрой Евгений Миронов. Те 10% зрителей, которые остались верны сериалу от начала до конца, вряд ли пожалели, что его досмотрели. Невероятная магия этого артиста, который вложил в роль Достоевского больше чем мог и уж точно больше себя прежнего, тащила за собой, словно локомотив, из серии в серию, заставляя додумывать недоснятое. Игра Миронова в "Достоевском" останавливает от того, чтобы назвать сериал откровенно неудачной работой. Замысел проекта был благородный, но его воплощение, как тот поезд в искусственных сериальных декорациях, несло по кругу. Вагоны всегда были одни и те же и нарисованный пейзаж за окном никогда не менялся, а маршруты, согласно биографии Достоевского, были всегда совершенно разные. Как вот в таком случае он мог с комфортом доехать до конечной остановки? ...