"ДОМ ДУРАКОВ"

archives.maillist.ru

Словосочетание "Дом дураков" неслучайно перекликается с названием знаменитого полотна Босха "Корабль дураков". Новая работа Кончаловского также представляет собой аллегорию, причем аллегорию весьма глобальную и не в меру амбициозную. Явно ощущаются его попытки подражать Феллини. Однако, по понятным причинам, русский американец Кончаловский ощутимо не дотягивает до великого мастера.

Даже при поверхностном анализе становится очевидным, что под "Домом дураков" режиссер подразумевает Россию. Действительно, среди совсем уж невменяемых больных встречаются и вполне узнаваемые типажи: девушка Жанна, влюбленная в Брайана Адамса – принца на белом коне; вечная диссидентка а-ля Новодворская; поэт-графоман, живущий в мире своих стихов. Тема сумасшедшего дома по-разному обыгрывалась в кино и литературе, начиная с Чехова и Кена Кизи, поэтому в задумке Кончаловского нет ровным счетом ничего оригинального. Правда, картина сшибает с ног своим натурализмом: думается, автор перед съемками побывал хотя бы в парочке больниц подобного типа. Отсюда и крайне тягостное впечатление, остающееся после фильма. С другой стороны, воздействие на психику зрителя чернушным натурализмом – прием довольно известный и не требующий от режиссера особенного мастерства. Таковы, например, кинокартины "Чистилище" Невзорова или "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга.

Теперь о сюжете. На Чеченской границе находится маленькая больница для лечения нервно-психических заболеваний. Всего в ней не более трех десятков пациентов. Война бушует вдали, а в больнице слышны лишь глухие раскаты артиллерийских выстрелов. Но внезапно клинику захватывают чеченские боевики, причем незадолго до захвата главврач Ильич исчезает, просто не вернувшись из города, в который он отправился за покупками.

Сам захват выглядит весьма своеобразно. С пациентами бандиты обращаются крайне вежливо: никого не избили, не изнасиловали. И это несмотря на то, что нерадивые больные все время путались у них под ногами. Больше всего в фильме удивляет отношение мусульманских экстремистов к девушке Жанне, которую они вежливо, обращаясь исключительно на "вы", приглашают разделить с ними трапезу. К слову сказать, даже на мусульманских свадьбах невеста кушает отдельно от жениха, что уж тогда говорить об умалишенной русской девушке. Я не хочу оскорблять мусульман, но таковы их традиции, традиции, которые Кончаловский безжалостно перевирает с единственной целью – вызвать у зрителей симпатию к чеченским бандитам. Жанна так тронута заботой и вниманием боевиков, что решается бросить своего "жениха" Брайана Адамса ради Ахмеда, одного из чеченцев. История его звучит примерно так: "Я никогда не думал, что возьму в руки автомат, но отца моего придавило крышей, а брата убили". Это можно трактовать следующим образом: сидела мирная чеченская семья в своих горах, никого не трогала, как вдруг, ни с того ни с сего, заявились проклятые "федералы" и убили брата, а потом еще, изверги, дом разломали и отца задавили. Как говаривал Чацкий, "свежо предание, да верится с трудом". В целом же боевики в фильме представлены эдакими че геварами, бесстрашно защищающими свою свободу с оружием в руках и ведущими борьбу с "российским империализмом". При этом нигде не упомянут тот факт, что подавляющее большинство разношерстной масхадовской братии сражается не за абстрактную свободу чеченского народа (от кого, спрашивается?), а за вполне реальные зеленые доллары. При всем этом в фильме вместе с чеченцами в больницу приезжает и литовская снайперша. Наверное, тоже приехала в Чечню ради борьбы за независимость нации?

В противовес им, федеральные войска, которые появятся в фильме чуть позднее, сплошь состоят из торчков и пьяниц, мародеров и убийц, отморозков и шизофреников. Русский офицер, сыгранный, кстати говоря, Евгением Мироновым, представляется зрителю редкими подонком, продающим за "баксы" боевикам тело их товарища, причем его солдаты-недоделки в это же самое время выменивают у боевиков траву на патроны.

Естественно, подобная трактовка чеченских событий не могла не вызвать восторг у "мировой общественности": Кончаловского тотчас одарили премией организации "Кино за мир" и кучей других наград.

Не могу сказать, что "Дом дураков" снят плохо: в каждом кадре ощущается работа профессионала. А эпизод падения боевого вертолета на больничный двор вызывает тихое восхищение. Однако тлетворное американское влияние дало о себе знать: картина страдает явной русофобией.

Фильм не рекомендуется смотреть впечатлительным людям, склонным к стрессам: жуткие картины провинциальной психбольницы могут подействовать на нервную систему нередсказуемым образом. В то же время, думаю, фильм понравится всем тем, кто голосует за "Яблоко" и прочих представителей "пятой колонны", упорно добивающихся независимости республики Ичкерия.