БРАВО, КОНЧАЛОВСКИЙ!

"Самарская газета" №177
30.11.2002

Что уж говорить, "Дом дураков" Андрея Кончаловского в СМИ удостаивался совершенно разных определений и громких заголовков типа "Кончаловский отправил жену в психбольницу". Вообще интерес к съемкам, в которых душевнобольных играли не актеры, а настоящие пациенты интерната, был величайший. Раздували сенсацию, хихикали. А фильм получился очень грустный. О настоящей любви и настоящей жизни. Глядя на больных людей, невольно понимаешь, что они искреннее и честнее нас. У них нет некой прослойки между тем, что чувствуют, и тем, что показывают – лицемерия. Их душа со своими переживаниями и мечтами открыта для любого, и ворваться туда очень легко, поломав все и ничего не создав.

Андрей Кончаловский уловил эту тонкую грань между искренностью и ложью и показал, насколько лживы мы, нормальные, здоровые люди, насколько добрее и великодушнее нас душевнобольные пациенты. ...

Фильм о жизни пациентов психбольницы, в размеренное существование которых врывается война, построен на реальных фактах. Действие происходит в интернате для душевнобольных на границе России с Чечней, который в разгар военных событий занимают то русские, то чеченцы. Больные, брошенные на произвол судьбы, помогают и тем, и другим.

Казалось бы, среди взрывов, среди войны нет места любви. Для нас, нормальных, может, и нет, но обитатели психбольницы живут только благодаря своей любви – именно страсть, мания, которую не удержать разумом, и превращает их из нормальных людей в пациентов интерната. А Жанна (Юлия Высоцкая), безответно влюбленная в Брайана Адамса, и вовсе человек нормальный, просто шуток не понимает. Она смешно, если наблюдать со стороны, поет и пляшет, не понимая, что над ней смеются, она всерьез принимает шутку чеченца Ахмеда как обещание жениться. Прощание с портретом Брайана Адамса, с другими жителями интерната, подарки и пожелания, огромная белая шляпа, вуаль из простыни, ужасный макияж – все это для Жанны всерьез. Но зрителю не смешно. Грустно. Давно забыты нами такая светлая и беззаветная надежда, вера, пусть даже в то, что любимый Брайан Адамс придет, погладит по голове, споет романс. ...

Но они и намного несчастнее нас, для них вообще все чувства сильнее и красочнее. Не поэтому ли последний чеченец Ахмед, уцелевший в бойне, прячется серди душевнобольных? А те, прекрасно зная, что он чужой, скрывают его от русских солдат? Может быть, особенные люди, которых язык не поворачивается назвать больными, намного больше знают о сострадании и любви к ближнему?

Андрей Кончаловский показал и еще одну грань российской жизни: бессмысленность чеченской войны. Два командира – чеченец и русский – узнают друг друга. Чеченец спасал русского в Афгане. А сейчас они – с разных сторон, готовы стрелять, и даже обняться, вспомнить былые времена не могут – они враги не этой непонятно кому нужной войне.