"ДОМ ДУРАКОВ": ШОУ АБСУРДА

rol.ru
19.12.2002
Елена Беликова

Новая картина Кончаловского, без сомнения, талантливая, но неоднозначно странная. Признаки отъехавшего рассудка сквозят то здесь, то там. Вероятно, режиссер добивался ощущения окончательного и бесповоротного дурдома повсюду, и ему это удалось. Название картины полностью отражает ее содержание и настроение, сумасшедшее и временами неадекватно странное, почти неперевариваемое восприятием нормального человека. Лучше всего "Дом дураков" воспринимать только как кино и художественное произведение, не касаясь при этом политики. Больно уж свежо и остро стоят проблемы российско-чеченских отношений, а действие картины разворачивается именно во время первой чеченской войны в сумасшедшем доме, расположившемся на границе между Ингушетией и Чечней, обитатели которого ведут свою жизнь, ничего не зная об ужасах войны. Одним из малочисленных развлечений обитателей сумасшедшего дома становится ожидание поезда. Душевнобольные люди собираются ночью у окна для того, чтобы посмотреть на яркий светящийся поезд, пролетающий по мосту и заменяющий для них все аттракционы мира.

Главную роль исполнила молодая жена Кончаловского Юлия Высоцкая. Режиссер не побоялся снять ее в роли сумасшедшей, понимая, что образ невменяемой героини не всегда способен показать актрису в выгодном свете. Он наверняка придерживается убеждения, что талантливая актриса способна раскрыться и покорить зрителей, даже кривляясь, дурачась, изображая сумасшедшую и искажая свою речь. Своим светлым образом героиня Юлии Высоцкой скрашивает существование обитателей психушки и тешит себя мечтами о встрече с любимым певцом Брайаном Адамсом. Но для А. Кончаловского нет ничего невозможного, и на экране по взмаху волшебной режиссерской палочки появляется Брайан Адамс собственной персоной, тем самым лишний раз подтверждая, что главное изо всех сил чего-то хотеть, и это обязательно случится. Брайан Адамс сам ведет поезд, звучит песня, шаткая реальность уплывает под ногами и начинается шоу абсурда, в котором реальные сумасшедшие ловко соседствуют с актерами, изображающими сумасшедших, и все работает на создание общей цели безумного кино.

Режиссер по-своему призывает людей к дружбе, намекая на то, что даже в этом безумном мире мы способны все обняться и любить друг друга. Лишь обладая определенной долей безумия можно быть счастливым в этом странном, жестоком мире. Несмотря на то, что история разворачивается в столь неспокойном месте в столь жестокое время, вся картина получилась сказочной, а чеченцы, проникшие в сумасшедший дом, оказались порядочными и добрыми, чего не скажешь о наших солдатах. Как и в любом безумии, в картине гениальность сочетается с посредственностью, а трогательная чувственность с глупостью. По этой причине, оценивая собственные ощущения, зритель сталкивается с неоднозначностью ощущений от восторга в одних эпизодах до непонятной пустоты других.