ДУРДОМ НА ВЫЕЗДЕ

Газета "Комсомольская правда"
07.12.2002
Ольга Кучкина, Ольга Бакушинская

Наконец-то и на наши экраны вышел нашумевший "Дом дураков" Андрона Кончаловского, уже получивший Гран-при Венецианского фестиваля и выдвинутый на "Оскар" от России.

В "Доме дураков" смачно показаны ужасы российской психиатрической системы. Отвратительный интернат для психохроников, обшарпанные стены, корявые кровати, лохмотья, пустая каша и уколы аминазина в качестве воспитательной меры. Все так, как представляют западные гуманисты и как, что греха таить, есть на самом деле. "Психушку" на границе Чечни и Ингушетии попеременно захватывают федералы и бандформирования. У каждого своя правда. Но чеченцы все же чуть-чуть, да лучше. Никого не насилуют, угощают едой, ведут себя прямо как романтик с большой дороги по имени капитан Блад. В это время российские коррумпированные офицеры пытаются цинично продать им труп боевого товарища. Кульминация фильма просто напрашивается – когда в "дом дураков" врываются наши войска, аборигены дружно прячут в своих рядах не успевшего убежать чеченца. Занавес. По идее, публика рыдает... Боюсь, Кончаловского ждет немалое разочарование. Когда российский режиссер слишком явно ориентируется на Венецианский фестиваль, нашему человеку его не понять. Слишком хорошо наш человек наслышан (а некоторым уже и попробовать довелось) о "благородных борцах за свободу родины".

Европейцу, конечно, приятно смотреть на жизнь наших психов, чтобы еще раз убедиться, что эта страна плохо обращается с инвалидами. Ату ее! Наше же сознание устроено несколько по-другому. Если хотите, именно сочувствие к больным на голову людям не позволяло доселе родным режиссерам задействовать их в творческих замыслах. У Кончаловского реальные обитатели интерната густо перемешаны с актерами, исполняющими роли. Боюсь, в своей нехитрой радости от появления в настоящем кино они даже не поняли, что их использовали втемную. Режиссер этим гордится в своих последних интервью. А гордиться нечем. Как и многими тонкими намеками на толстые обстоятельства. Назовем некоторые вещи своими именами. Блистательная актриса Марина Полицеймако в либеральной истерике косит под Валерию Новодворскую. Эта пародия буквально лезет в глаза. Валерия Ильинична хоть кому-то и кажется дамою странной, но сумасшедшей ее все же не назовешь. Да и явный намек, что Россия – большой дурдом, уже давно устарел. Именитому режиссеру все время мнится, что именно он носитель сермяжной правды и может запросто все и всем объяснить. Допустим, так. Но пусть сначала объяснит, почему героиня влюбилась в Брайана Адамса, а не в Олега Янковского, к примеру. Ну где, скажите, в своем интернате она могла увидеть и услышать господина Адамса и насобирать кучу его портретов?

...Когда "Дом дураков" получил престижную награду, мы тут все страшно радовались прорыву. Ура! Нас признали на Западе! Теперь фильм выдвинут от России на "Оскар". Но, может, если в Америке и Европе признают именно такое наше кино, туда и рваться не стоит? Лучше уж мы здесь, как-нибудь, у себя в Азии... Сами с собой...

...