КАВКАЗСКИЕ ПЛЕННИКИ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Журнал "Киноведческие записки"
Нея Зоркая

... Спасение от войны с помощью... безумия счел лучшим для нас, современников, Андрей Кончаловский в фильме "Дом дураков". Безумия в буквальном смысле, поскольку речь идет о стационаре для умалишенных где-то на границе Чечни и Ингушетии в дни первой чеченской войны.

Реалии правдоподобны: пациенты в большинстве своем настоящие сумасшедшие – монстры, уроды, психи. Во время презентаций картины много говорилось и о том, что актриса Юлия Высоцкая в процессе подготовки была помещена в одну из московских психушек и провела там как пациентка три недели, вживаясь в образ буквально "по Станиславскому". С натурализмом в фильме полный порядок, комар носа не подточит. Хотя, следует заметить, что после Феллини и Бунюэля, после "Цирка уродов" Тода Броунинга, да и после наших собственных фондовых лент, таких как "Стачка" Эйзенштейна или "Чертово колесо" Козинцева-Трауберга, групповками психов из "Дома дураков" уже не удивить.

С другой стороны, нет сомнения, что "безумие" для высококультурного Кончаловского – то самое "мудрое безумие", которое воспел еще Шекспир в своих королях и шутах. Которое в русской глубинной традиции чтится как святость блаженной Ксении Петербургской, многих житийных блаженных, бытовых дурачков и юродивых – недаром в уста юродивого Николки из "Бориса Годунова" Пушкин вложил ключевые слова трагедии. Народ любил своих юродивых, хотя потешался над ними, бил, гнал и верил им, вслушиваясь в словесный поток разорванного сознания и вычитывая в нем предсказания, истины, рекомендации.

Кончаловский позволил себе и разные аллюзии, а также и карикатуры – так, воспаленная прогрессистка по имени Вика (М. Полицеймако) – попросту документальный портрет полит-дамы Валерии Новодворской. Но выдержана и политкорректность: чеченцы в общем-то люди хорошие, мирные, преследовать их нельзя, и вот дураки (больные) прячут у себя в больнице от зачистки чеченца, объявив его пациентом. Так российские меценаты и знаменитости в свое время скрывали в своих особняках революционеров-подпольщиков, так прятали евреев от нацистов – и механизм известен, и беспроигрышный эффект симпатии к прячущим. ...