"ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ"

moscowout.ru
01.01.2001

Иван Алексеевич Бунин вместе с семьей живет на юге Франции, точнее, не живет, а доживает. Нобелевскую премию он уже получил и коротает дни с женой Верой Николаевной, молодой ученицей – второй женой Галиной, поклонником таланта писателя и воздыхателем Веры Николаевны Гуровым, любовницей Галины актрисой Маргой и заглядывающей к ним в гости рантье Соней. Кажется, что их всех он терпеть не может, обижается, скандалит, топает ногами. Спит и общается он только с любимой приблудной собачкой, ежедневно писающей Вере Николаевне в постель, и нудит, нудит: "Единственный собеседник – радио. Хотел застрелиться – не дали. Даже спиться не получается – дорого!" А все его терпят, потому что вечно без денег, потому что жена гения, потому то друг жены гения, потому что он бедный несчастный одинокий старик. Человек, пытающийся застрелиться с горя, спасающий повесившегося Гурова. Человек, скармливающий собаке последний помидор на глазах голодных домочадцев.

Наконец, все оставляют его и сами остаются поодиночке, кто в Париже, кто в сумасшедшем доме, кто в могиле.

Алексею Учителю удалось снять красивую трагическую историю о любви и одиночестве. "Мне очень хотелось, чтобы каждого моего героя было жалко. Этого я и старался добиться. В конце концов, единственным другом Бунина становится собака, с которой писатель спит в одной постели, а по вечерам вслух читает ей свои рукописи". При этом подлинная драма семьи Буниных, связанная с именами Галины Кузнецовой и Марги Степун, так и осталась достоянием литературоведов. Таким простым образом авторы, ничем не скованные в своей фантазии (счастливо склоняющейся в большей степени к фарсу, чем к трагедии), деликатно и ловко избежали обвинений в копании в "грязном белье" великого человека. А благодаря высокой степени характерности всех актеров получился странный, но весьма органичный жанровый гибрид чеховских произведений.

Можно сколько угодно спорить о том, насколько полно автор и актер передали психологический портрет писателя, потерял или нет при этом образ Бунина свою глубину и весомость русского классика в наших глазах, целесообразно ли использование материала (Бунин тщательно пытался скрыть личную жизнь от посторонних). Но так как после просмотра появляются мысли о самоубийстве, ввиду всеобщей нашей одинокости и одинаковости, можно прямо сказать: автор добился своего и может со спокойной душой "ехать во Францию на могилу Бунина и извиняться перед ним за ту экзекуцию, которой подвергли его память".