"ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ"

lizard.nnov.ru

Это удивительно, как убедительно в нехитрые законы жанра (мелодрама, в данном случае) легко "вписались" глобальные проблемы и остро социального характера, и безумно психологического, и литературного, и даже интимного порядка.

Межличностные взаимоотношения бывших субъектов бывшей Российской Империи умиляют и ошеломляют одновременно.

Да, да, фильм об одном из последних кусочков эмиграционного периода Ивана Бунина снят практически по точному образу и подобию собственно творчества русского писателя, точнее, в его, бунинской, манере.

Абсолютно никакого накала страстей. Впечатления? Да, сколько угодно. Эмоции, порой льющиеся через край? Безусловно, и они имеют здесь место. Но: никакой двусмысленности или нелепо фальшивой загадочности. Предельное откровение и порой пугающая досказанность.

Фильм на редкость спокоен. Все, что творится на экране, происходит как-то естественно, без фокусов и ребусов. Не успеваешь опомниться, как принимаешь и такие правила игры.

В фильме весьма занятно не только само действие, то-есть порочно-невинные чудачества и сумасбродства персонажей (ума и разных конечностей); дело еще и в том, что говорят персонажи. Словом оценить сценарий, боюсь, не получится. Но при этом не могу скромно не заметить, что диалоги Дуни Смирновой просто бесподобны. Очень может статься, что больно меткую манерность всех разговоров в фильме Евдокия воспроизвела отчасти благодаря возможно уцелевшим дневникам супруги Ивана Алексеевича – Веры Николаевны. Во всяком случае, весь фильм буквально "пронафталинился" восхитительно-хулиганской бунинской атмосферой бытия.

Одурачить (или одурманить?) презренных соотечественников-нечестивцев своей скромной нобелевской персоной Ивану Алексеевичу Бунину удалось (в который раз?) опять "на пять".

Сюжет так же трогательно ненавязчив, как и порочно безобиден. Франция, белокаменная вилла Буниных – весьма уютное пристанище для страждущих сородичей – расположена прямо на берегу самого Средиземного моря. Вид из окошка просто сказочный. Поэтические флюиды повсюду! Жанр, выбранный режиссером, обязательно предполагает магическую геометрическую фигуру. Извольте: Вера Николаевна – преданная супруга и соратник Бунина – без страха и упрека любит своего безвольно капризного гения, в то время как этот гений влюблен, как мальчишка ("Лебединая песня"?), в свою юную ученицу Галю Плотникову, которая чуть позже целиком и полностью – вся до капли – окажется во власти Марги, "роковой особы для всех хорошеньких женщин"; вдвоем с которой она и продолжит свой тернистый жизненный путь сначала в Париже, а потом и в Штатах: Вот, собственно, и вся любовная коллизия "Дневника:".

Пересказывать все по порядку, задаваясь банальным: кто, где, когда, с кем и в каком количестве, я уверена, совершенно излишне. Это было бы слишком утомительным и неблагодарным занятием: тратить бумагу и чернила на то, о чем повествует нескучное кино. Нескучное, кстати, от начала и до конца. Фильм настолько хорош, что не возникает даже закономерной досады от того, что он закончился.

Ощущение от фильма А. Учителя, как от настольной книжки И. Бунина – прочувствовать вновь.

Вывод: тема русской эмиграции болезненно непримирима. Но, глядя "Дневник:", почему-то нет знакомого ощущения скорби и тоски. Нет никакого ощущения, мало-мальски неприязненного. Ваш рассудочный механизм необходимо будет сдать в ремонт, если вы не злоупотребите "Дневником" во благо.